Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Ю.Р. Мочаловой, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре А.С. Шараповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации Территориальное общественное самоуправление "Ипподромный-1" на решение Советского районного суда города Казани от 25 июня 2013 года, которым постановлено отказать в удовлетворении заявления некоммерческой организации Территориальное общественное самоуправление "Ипподромный-1" об оспаривании действий начальника Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан Г.И. Сергеевой.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя некоммерческой организации Территориальное общественное самоуправление "Ипподромный-1" Р.Р. Галиева в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
некоммерческая организация Территориальное общественное самоуправление "Ипподромный-1" (далее - ТОС "Ипподромный-1") обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан Г.И. Сергеевой.
В обоснование требований указала, что ТОС "Ипподромный-1" для государственной регистрации некоммерческой организации произвел оплату государственной пошлины в размере 4000 рублей. Поскольку статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, ТОС "Ипподромный-1" обратился к начальнику Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины. Однако уведомлением от 04.03.2013 N 03-1683 это должностное лицо отказало в возврате государственной пошлины с указанием, что под органом местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
С данным выводом заявитель не согласен, поскольку под органами местного самоуправления понимается и территориальное общественное самоуправление, то есть самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Отказывая в возврате государственной пошлины, начальник Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан незаконно возложила на ТОС "Ипподромный-1" обязанность по уплате регистрационного сбора в размере 4000 рублей, создав препятствие в организации ТОС.
Просил суд признать действия должностного лица, выразившиеся в отказе возвратить государственную пошлину, незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица с заявлением не согласилась.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ТОС "Ипподромный-1" просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального права. Приводит выдержки из постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, посвященным вопросам местного самоуправления, ссылается на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в обоснование своей позиции, что ТОС является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Правовой статус юридического лица - некоммерческой организации дает лишь возможность полноправно участвовать в гражданском обороте. Полагает, что из Устава города Казани можно сделать вывод о том, что органы ТОС входят в структуру органов местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью первой статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что при государственной регистрации в качестве юридического лица представителем ТОС "Ипподромный-1" была оплачена государственная пошлина в размере 4000 рублей.
07.08.2012 Управлением Министерства юстиции России по Республике Татарстан принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации ТОС "Ипподромный-1".
На обращение от 15.02.2013 ТОС "Ипподромный-1" о возврате уплаченной государственной пошлины при регистрации, Управление Министерства юстиции России по Республике Татарстан отказало, о чем заявителю направлено уведомление от 04.03.2013 N 03-1683.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания такого отказа незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании представляется документ об уплате государственной пошлины.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодека Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) дано понятие органов местного самоуправления как избираемых непосредственно населением и (или) образуемых представительным органом муниципального образования органов, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Этой же статьей муниципальное образование определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Перечень вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа установлен в статьях 14, 15, 16 Федерального закона соответственно.
В статье 17 Федерального закона перечислены основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым в частности относятся принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов, установление официальных символов муниципального образования, создание муниципальных предприятий и учреждений, иные полномочия, предполагающие их распространение на всю территории муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 2-5, структуру органов местного самоуправления города Казани составляют: представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума, глава муниципального образования города Казани - Мэр города Казани, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - исполнительный комитет города Казани; контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Казани.
Частью 2 этой же статьи установлено, что создание иных органов местного самоуправления города Казани, изменение структуры органов местного самоуправления осуществляются не иначе как путем внесения изменений в Устав.
В силу части 1 статьи 27 Федерального закона территориальное общественное самоуправление является самоорганизацией граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Как видно из приведенных норм Федерального закона и Устава муниципального образования города Казани, ТОС не обладает статусом органа местного самоуправления, следовательно, основания для его освобождения от уплаты государственной пошлины отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий начальника Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению заявителем изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, поэтому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 25 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации Территориальное общественное самоуправление "Ипподромный-1" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.