Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания А.В. Егорове, рассмотрел дело об административном правонарушении по жалобе С.В. Сакурова на решение судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 06 августа 2013 года.
Этим решением постановлено:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ от 03.07.2013 года в отношении инженера-эколога Сакурова С.В. ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" - оставить без изменения, жалобу Сакурова С.В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Е.А. Шабаевой - защитника С.В. Сакурова, представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Д.Р. Гараевой,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнад-зора по Республике Татарстан от 03 июля 2013 года должностное лицо ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" С.В. Сакуров привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере "данные изъяты", за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
С.В. Сакуров обратился в районный суд с жалобой на указанное постановление должностного лица, в которой поставил вопрос об его отмене, считая его незаконным.
Судья районного суда жалобу принял к производству, вынес приведенное выше решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан С.В. Сакуров просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по делу.
Оснований к удовлетворению жалобы не имеется в связи со следующим.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
На основании части 1 статьи 22 названного Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03, разработанными в соответствии с действующим Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлены гигиенические требования к временному складированию отходов производства и потребления (объектов).
Из материалов дела следует, что заместителем Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
В ходе проверки установлено, что должностным лицом ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" С.В. Сакуровым по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Васильченко, дом 6 допущено хранение незащищенных от воздействия атмосферных осадков крупногабаритных отходов производства и потребления более двух суток.
По результатам проверки в отношении должностного лица ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" С.В. Сакурова вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, а также Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов России от 15.05.2001 N 511, к отходам 3-5 классов опасности относятся твердые коммунальные отходы, отходы из жилищ, в том числе крупногабаритные, отходы (мусор) от бытовых помещений организаций несортированные, в том числе крупногабаритные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.
Судьей районного суда установлено и подтверждается материалами дела, что должностным лицом допущено складирование на почве отходов пятого класса опасности на открытой площадке.
Отклоняя жалобу заявителя, судья районного суда исходил из правомерности привлечения С.В. Сакурова к административной ответственности.
С данным выводом необходимо согласиться, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.23) и другими материалами дела, достоверность которых не вызывает сомнений.
Законность и обоснованность оспариваемого постановления, полномочия административного органа, принявшего оспариваемое постановление, основания, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности проверены судьей районного суда.
Материалами дела подтверждается, что С.В. Сакуров в ходе производства по делу об административном правонарушении использовал все предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ права.
Также из материалов дела видно, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности изложены все обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 и статьей 29.10 КоАП РФ.
Описанные нарушения образуют состав, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных С.В. Сакурова требований, являются правомерными.
Доводы жалобы о том, что хранение крупногабаритных отходов производства включенных в 5 класс опасности не образует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку неопасны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Объективной стороной правонарушение, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, состав указанного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Судьей районного суда, на основании представленных доказательств установлен факт совершения С.В. Сакуровым вменяемого ему правонарушения, в связи с чем отклоняется довод жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
Отклоняются доводы заявителя относительно необходимости применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и угрозы охраняемым государством интересам в сфере соблюдения требований санитарных правил позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного должностным лицом правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 30.7, 30. 9 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 06 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью статей 8.2 КоАП РФ в отношении С.В. Сакурова оставить без изменения, жалобу С.В. Сакурова - без удовлетворения.
Судья: Р.М. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.