Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дамдын Л.Д., Куулар Л.Д.
при секретаре Натпите К-Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционное представление прокурора на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2013 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Чыргакынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва об обязании предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета на 2014 год объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий целевой программы,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Дзун-Хемчикского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Чыргакынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. В обоснование заявленных требований указал на то, что на территории сельского поселения сумон Чыргакынский действует муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском поселении сумон Чыргакынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012-2015 годы". В нарушение ст. 15, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, пп. 4 ч.1 ст. 14, ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ", ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в бюджете сельского поселения на реализацию целевой программы денежные средства не предусмотрены. В связи с отсутствием в бюджете сельского поселения сумон Чыргакынский денежных средств, направленных на реализацию муниципальной целевой программы, нарушаются права и интересы граждан, пребывающих на территории сельского поселения сумон Чыргакынский. Просил обязать ответчика предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета на 2014 год объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском поселении сумон Чыргакынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012-2015 годы".
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2013 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор подал апелляционное представление в Верховный Суд Республики Тыва, просит решение суда отменить, как противоречащее законодательству Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленного постановления председателя администрации сельского поселения от 10 мая 2012 года N следует, что утверждена муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском поселении сумон Чыргакынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2012-2015 годы".
Согласно бюджету сельского поселения на 2013 год и плановый 2014 и 2015 годы не предусмотрены денежные средства на реализацию указанных муниципальных целевых программ.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе обязать орган местного самоуправления внести изменения в бюджет сельского поселения.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, он соответствует нормам материального права.
В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно положения ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой и них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы формированию бюджета.
В то же время, в случае не исполнения органами местного самоуправления возложенных на них федеральными законами обязанностей, в том числе по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прокурор вправе заявить в суд соответствующие требования.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежали.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2013 годаоставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.