Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску Оюн М.К. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Республике Тыва о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Оюн М.К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 марта 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Оюн М.К. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Республике Тыва (далее по тексту - МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва) о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что с 03 февраля 2010 года она принята на государственную гражданскую должность гражданской службы МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва. Приказом ** от 21 декабря 2012 года она была уволена в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Считает увольнение незаконным, поскольку основанием приказа об увольнении является отказ от предложенной должности, переподготовки, повышения квалификации. Вместе с тем, под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может исполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Истице вакантная должность, а также должность в другом государственном органе ответчиком не предлагалась. Просила восстановить её на работе в МРИ ФНС России N1 по РТ в должности **, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда ** руб.
Определением суда от 21 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 марта 2013 года в удовлетворении иска Оюн М.К. отказано.
В своей апелляционной жалобе истица Оюн М.К. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что порядок увольнения ответчиком был нарушен. Судом при вынесении решения не учтено наличие на её иждивении несовершеннолетних детей, а также то, что она является одинокой матерью. Полагает, что она подверглась дискриминации со стороны ответчика, поскольку состояла в очереди на получение субсидии для приобретения жилья с 2011 года, поэтому была уволена ответчиком в целях не предоставления ей указанной субсидии. Кроме того, суд не принял во внимание, что по её должности произошло лишь изменение наименования должности, при этом должностные обязанности остались прежние.
В судебном заседании истица Оюн М.К. и её представитель Артемьева О.В., действующая на основании ордера, апелляционную жалобу поддержали.
Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Республике Тыва Ноокай В.В., действующий на основании доверенности, с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва Сат Д.А., действующая на основании доверенности, с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, приказом ** от 18 марта 2010 Оюн М.К. принята на должность ** МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва с 18 марта 2010 года, на основании данного приказа с истицей был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ ** от 18 марта 2010 года, истице поручено выполнение должностных обязанностей ** с 18 марта 2010 года.
В соответствии с приказом ** от 01 марта 2012 года в соответствии с приказом ФНС от 11 ноября 2011 года ** "О структуре штатного расписания МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва" и утвержденного штатного расписания МРИ ФНС России по РТ от 20 декабря 2012 года ** Оюн М.К. назначена **.
В п. 1.1 приказа руководителя Управления ФНС по Республике Тыва Кандан B.C. ** от 22 октября 2012 года указано, что во исполнение приказа ФНС России от 16 октября 2012 года ** "О структуре УФНС по РТ" установить предельную численность работников Межрайонных инспекций ФНС N1-4 по Республике Тыва согласно приложению к приказу.
Предельная численность работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий) УФНС по РТ, согласно приложению к приказу от 16 октября 2012 года **, в МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва составляет 113 единиц.
Приказом исполняющего обязанности начальника МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва ** ** от 29 октября 2012 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, утвержденных приказом от 23 октября 2012 года **, с 01 января 2013 года сокращена предельная численность работников МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва в количестве 14 единиц, установлена предельная численность - 113 (без персонала по охране и обслуживанию зданий) (п.1). Признан с 01 января 2013 года утратившим силу приказ от 13 июля 2012 года ** "Об утверждении штатного расписания МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва" (п.4).
Во исполнение данного приказа начальником МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва ** издан приказ ** от 21 декабря 2012 года в связи с завершением мероприятий по штатной расстановке, проводимой по плану МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва по проведению организационно-штатных мероприятий, утвержденной по приказу ** от 23 октября 2012 года, которым приказано отделу общего обеспечения вручить государственным гражданским служащим предложения о замещении должностей, в случае отказа от предложенной должности подготовить проект о расторжении служебного контракта.
Приказом руководителя Управления ФНС по Республике Тыва ** ** от 29 октября 2012 года во исполнение приказа от 16 октября 2012 года ** утверждена структура МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва, согласно приложению (113 единиц). Исполняющей обязанности начальника МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва приказано разработать и утвердить штатное расписание (п.2). Ввести в действие структуру МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва с 01 января 2013 года.
Согласно утвержденному штатному расписанию на 2013 год, должность специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками сокращена.
30 октября 2012 года истице Оюн М.К. вручено уведомление, согласно которому ей сообщалось о предстоящем увольнении по истечении двух месяцев со дня ознакомления с уведомлением, в связи с упразднением отдела работы с налогоплательщиками и сокращением должности специалиста 1 разряда с 31 декабря 2012 года.
Приказом начальника инспекции Суге-Маадыр B.C. ** от 21 декабря 2012 года служебный контракт от 02 марта 2012 года ** с истицей прекращен и она освобождена от занимаемой должности специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками с 29 декабря 2012 года, в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Согласно ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона (ч.4).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданского служащего (ч.5).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч.7).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является: ... отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);
Согласно протоколу заседания комиссии по сокращению штатных единиц должностей от 28 ноября 2012 года, решено сократить 12 единиц, в том числе Оюн М.К., при обсуждении кандидатуры которой установлено, что она имеет дополнительный доход в виде трудовой пенсии, имеются претензии со стороны руководства отдела, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих трудовых обязанностей; имеет дисциплинарное взыскание за несоблюдение основных обязанностей государственного гражданского служащего; не имеет детей до 14 лет. В ходе голосования комиссия, изучив уровень квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы, результаты профессиональной служебной деятельности, единогласно приняла решение о сокращении Оюн М.К.
Согласно приказам ** от 19 сентября 2011 год и ** от 30 августа 2012 года, на истицу за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей налагались дисциплинарные взыскания в виде замечаний.
Судом установлено, что каких-либо вакантных должностей гражданской службы в МРИ ФНС РФ N1 по РТ либо в другом государственном органе на момент сокращения, которые возможно было предложить истице с учетом уровня её квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы, не имелось.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрена обязанность работодателя при сокращения предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, поскольку это является лишь правом работодателя.
Из штатных расписаний на 2012 и 2013 годы судом установлено, что до сокращения штата в МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва имелось две должности **, одну из которых занимала истица, после реорганизации должности ** сокращены. Из анализа прежних и настоящих штатных расписаний МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва, видно, что в результате проведения организационно - штатных мероприятий было сокращено 12 должностей. Из представленных сведений по работникам работы с налогоплательщиками следует, что истица не имела преимущественного права по сравнению с ними на замещение должности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения Оюн М.К. с должности государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками ввиду сокращения должности, при этом порядок и сроки увольнения ответчиком не нарушены, имело место действительное сокращение, при увольнении истицы работодателем было учтено наличие дисциплинарных взысканий.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда мотивированными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 июля 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.