Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.
судей Болат-оол А.В., Канзая А.А.
при секретаре Монгуш Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзай А.А. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Пий-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании незаконным постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от 02 июля 2012 года по апелляционной жалобе представителя администрации сумона Уюк на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Пий-Хемского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным. В обоснование заявления указал, что прокуратурой района проведена проверка соответствия федеральному законодательству постановления председателя администрации Пий-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка". Считает, что данное постановление является незаконным и необоснованным, поскольку муниципальному учреждению сельского поселения ** Пий-Хемского кожууна РТ земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью ** кв.м., находящихся по адресу: **, ** в ** метрах от поселка с cеверной стороны для размещения полигона твердых бытовых отходов, предоставлено без проведения специальных исследований (геологических, гидрологических и иных). Исполнительным органом местного самоуправления в лице председателя администрации Пий-Хемского кожууна нарушаются права и интересы граждан, как проживающих на территории **, так и временно пребывающих на ней, на защиту жизни и здоровья, окружающую среду, а также Российской Федерации, политика которой направлена на защиту интересов личности, общества и государства в сфере земельного, градостроительного законодательства. Просил признать незаконным постановление председателя администрации Пий-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка".
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года заявление и.о. прокурора Пий-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемского кожууна Республики Тыва" от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным удовлетворено.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, представитель ** по доверенности А.О.В. подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Тыва. Просит решение отменить, привлечь к участию в деле муниципальное учреждение сельское поселение ** Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в лице администрации ** и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Пий-Хемского района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены постановленного по делу решения.
Поскольку суд апелляционной инстанции при разрешении вопроса о принятии апелляционной жалобы администрации сумона Уюк пришел к выводу о том, что принятое решение затрагивает их права и обязанности, указанное обстоятельство является безусловным основанием к отмене решения. Судебной коллегией вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Нормами ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что постановлением председателя администрации Пий-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка" муниципальному учреждению сельского поселения ** Пий-Хемского кожууна РТ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью ** кв.м., находящихся по адресу: **, ** в ** метрах от поселка с cеверной стороны для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Пий-Хемского кожууна при вынесении оспариваемого решения требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п. 4.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, выбор участка для размещения объектов (объектов размещения отходов) осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления принимают решение с учетом зонирования территорий.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных сооружениях.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение администрации Пий-Хемского кожууна о предоставлении земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований принято в нарушение требований безопасности охраны окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2012 года отменить, вынести новое решение следующего содержания:
Заявление и.о. прокурора Пий-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании постановления председателя администрации муниципального района "Пий-Хемского кожууна Республики Тыва" от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным удовлетворить.
Признать незаконным постановление председателя администрации муниципального района "Пий-Хемского кожууна Республики Тыва" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 сентября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.