Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 августа 2013 года апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Таштыпского района Дрыгиной Н.В. на решение Таштыпского районного суда от 19 июня 2013 года, которым частично удовлетворено исковое заявление прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах Шепель И.И. к Администрации Таштыпского района, муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации Таштыпского района" об обеспечении жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., пояснения прокурора Пекарского А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы и просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таштыпского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах Шепель И.И. с иском к Администрации Таштыпского района, муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации Таштыпского района" (далее - Управление образования) об обеспечении Шепель И.И. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в с. Таштып Республики Хакасия. Требования мотивировал тем, что Шепель И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых действующим законодательством предусмотрены меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью. Администрация Таштыпского района не обеспечила истца жилым помещением, её право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано.
В ходе судебного разбирательства прокурор Пермякова Т.И. и истец Шепель И.И. на удовлетворении требований настаивали. В обоснование привели доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации Таштыпского района Дрыгина Н.В. исковые требования не признала, указав, что Администрация Таштыпского района является ненадлежащим ответчиком, кроме того, у неё отсутствуют финансовые средства на приобретение жилья. Указала, что истец не обращалась с письменным заявлением о предоставлении ей жилья.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Управления образования.
Суд постановил вышеприведённое решение, которым частично удовлетворил исковые требования. Обязал Администрацию Таштыпского района Республики Хакасия предоставить Шепель Ирине Игоревне благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории села Таштып Республики Хакасия, отвечаемое техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания. В удовлетворении иска к муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации Таштыпского района" об обеспечении жилым помещением отказал.
С решением не согласен представитель ответчика администрации Таштыпского района - Дрыгина Н.В.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение, по которому Шепель И.И. обеспечить жилым помещением в порядке очерёдности, в которой она состояла в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со снятием с учёта в качестве таковой. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, настаивает на том, что предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очерёдности в зависимости от даты включения в список лиц, подлежащих обеспечению жильём, и даты наступления права на обеспечение жилым помещением. Предоставление Шепель И.И. жилья нарушает права других детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло раньше.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Таштыпского района Шаров С.Н. выражает согласие с решением суда, полагает доводы жалобы несостоятельными.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29.02.2012 года, вступившей в силу с 01.01.2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В связи с принятием Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ, утратил силу Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного Закона договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что Шепель И.И. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей (л.д.10, 17), не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, (л.д. 41-43, 54), окончила образовательное профессиональное учреждение (л.д.11), принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.13).
С учётом имеющихся в материалах дела доказательств, представляется правильным и согласующимся с вышеприведёнными положениями действующего законодательства вывод суда о том, что Шепель И.И. имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы о порядке очерёдности предоставления детям-сиротам жилых помещений не заслуживает внимания, так как основан на неправильном толковании стороной ответчика норм действующего законодательства.
Ссылка в жалобе на то, что обжалуемым решением суда нарушаются права других детей-сирот на получение жилого помещения, несостоятельна, поскольку право Шепель И.И. на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от прав иных лиц на получение жилья.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштыпского районного суда от 19 июня 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Таштыпского района Дрыгиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.