Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Гулящих А.В. и Рогозина А.В.,
при секретаре Злобиной Э.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 19 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе "данные изъяты" на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2013 года, которым исковое заявление П.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, удовлетворены.
Признано нахождение У.В. с 17 января 2008 года по 28 августа 2012 года на воспитании и содержании П.Н.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в городе "данные изъяты" Пенсионного фонда Российской Федерации обязано назначить У.В. пенсию по случаю потери кормильца П.Н. умершего, с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя ответчика К.., действующего по доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
П.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе "данные изъяты" (далее по тексту пенсионный орган) о признании права на пенсию по случаю потери кормильца.
Свои исковые требования мотивировала тем, что является одинокой матерью У.В ... ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак между ней и П.Н ... Все время после регистрации брака она, У.В. и П.Н. проживали совместно. ДД.ММ.ГГГГ П.Н. умер.
В связи со смертью П.Н. в интересах У.В. для назначения трудовой пенсии по потери кормильца она обратилась к ответчику. 14 сентября 2012 года вынесено решение N21280 об отказе в установлении пенсии.
Решение об отказе в установлении пенсии мотивировано тем, что факт нахождения пасынка К.В. на иждивении умершего кормильца П.Н. не установлен, в связи с отсутствием подтверждающих документов факта работы, поскольку по данным выписки из индивидуального лицевого счета П.Н. он осуществлял трудовую деятельность по 31 мая 2010 года.
Истица просила:
- признать нахождение У.В. с 17 января 2008 года по 28 августа 2012 года на иждивении П.Н.
- обязать ответчика назначить У.В. пенсию по случаю потери кормильца П.Н. с момента обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании истец П.Е. исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика К.С. исковые требования не признал.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального и процессуального права. Ответчик оспаривает факт нахождения У.В. на содержании П.Н.
В соответствии со ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.12 сентября 2012 года законный представитель несовершеннолетнего У.В., П.Е. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением ответчика от 14 сентября 2012 года У.В. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца, в виду того, что факт нахождения пасынка У.В. на иждивении умершего кормильца П.Н. не установлен в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования П.Е. руководствовался п.9 ст.9 Федерального Закона от 17 декабря 2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), регламентирующего условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с вышеназванной нормой, пасынок имеет право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, при условии его воспитания и содержания умершим отчимом.
В отношении порядка подтверждения факта нахождения пасынка на воспитании и содержании умершего отчима федеральный законодатель делегировал полномочия по его определению Правительству Российской Федерации.
Данный вопрос урегулирован в пункте 43 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионному обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации и Пенсионным Фондом Российской Федерации N 16/19 от 27 февраля 2002 года, согласно которому в качестве документов, подтверждающих факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи), предъявляются: справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта.
Из материалов дела усматривается, что П.Н. и П.Е. состояли в браке.
У.Е. является матерью У.В.
П.Н. умер.
Суд первой инстанции, оценивая полно, объективно и всесторонне предоставленные истицей доказательства, в том числе показания свидетелей, пришел к обоснованному выводу о том, что по отношению к У.В ... П.Н. осуществлял родительские права и обязанности, воспитывал его как родного сына, а также содержал его материально, обеспечивал всеми необходимыми жизненными благами, занимался его досугом, нравственным и физическим развитием, между отчимом и пасынком были теплые, родственные отношения, ребенок относится к нему как к отцу. При этом, суд принял во внимание, что супруги с момента заключения брака и до смерти П.Н ... вели общее совместное хозяйство, в котором основным источником дохода являлись заработанные умершим денежные средства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что У.В. приобрел статус "пасынка", соответственно в силу положений пункта 9 статьи 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" имеет право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Выводы суда основаны на правильной оценке представленных доказательств, являются мотивированными. Оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий: В.И. Анисимова
Судьи: А.В. Гулящих
А.А. Рогозин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.