Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Рябова Д.В.,
судей Константиновой М.Р., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Мусаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Мокушина А.Н. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Удмуртской Республики Филипповой С.И., действующей по доверенности, на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Мокушина А.Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Мокушину А.Н. вне очереди жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже 18 кв. метров, являющееся благоустроенным применительно к условиям п. Игра, за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предоставленных на указанные цели.
В удовлетворении исковых требований прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Мокушина А.Н. к администрации муниципального образования "Игринский район" о заключении после предоставления Мокушину А.Н. жилого помещения договора найма специализированного жилого помещения, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., объяснения прокурора Торсуновой Л.Г., полагавшей доводы жалобы необоснованными, просившей решение суда оставить без изменения, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики в интересах Мокушина А.Н. обратился в суд с иском к администрации Муниципального образования "Игринский район" о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже 18 кв. м, являющееся благоустроенным применительно к условиям п. Игра, за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предоставленных на эти цели, указывая при этом, что Мокушин А.Н. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Администрацией МО "Игринский район" Мокушин А.Н. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося на внеочередное получение жилой площади. Кроме того, прокурор указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма Мокушину А.Н. до настоящего времени не предоставлено. Региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Мокушин А.Н. ДД.ММ.ГГГГ освободился из ФКУ ИК-05 УФСИН России по Удмуртской Республике. В данный момент жилого помещения в собственности у Мокушина А.Н. не имеется. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах указанного лица является его обращение, поступившее в прокуратуру Игринского района 08 февраля 2013 года. Прокурор Игринского района Удмуртской Республики просит обязать администрацию МО "Игринский район" предоставить Мокушину А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже 18 кв. м, являющееся благоустроенным применительно к условиям п. Игра за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предоставленных на указанные цели.
Впоследствии, по ходатайству прокурора в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство образования и науки Удмуртской Республики. Кроме того, прокурор изменил основания исковых требований, указав, что 29 марта 2013 года вступил в силу Закон Удмуртской Республики N 8-РЗ от 14 марта 2013 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со статьей 1 вышеуказанного закона, органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган).
В окончательном варианте прокурор Игринского района Удмуртской Республики просил суд обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Мокушину А.Н. вне очереди жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже 18 кв. м, являющегося благоустроенным применительно к условиям п. Игра, за счет средств бюджета, предоставленных на эти цели. Обязать администрацию МО "Игринский раойн" после предоставления Мокушину А.Н. жилого помещения специализированного жилищного фонда заключить с ним договор социального найма на данное жилое помещение.
В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района Удмуртской Республики Шестакова Т.В. уточнила исковые требования в части возложения обязанностей на администрацию МО "Игринский район" заключения с Мокушиным А.Н. договора найма специализированного жилого помещения, а не договора социального найма жилого помещения, как это указано в заявлении, в остальном доводы, изложенные в исковом заявлении, с учетом изменений, полностью поддержала, просила суд их удовлетворить.
Истец Мокушин А.Н., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики в судебное заседание так же не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на исковое заявление требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики о предоставлении Министерством образования Удмуртской Республики Мокушину А.Н. вне очереди жилого помещения не признал, указав, что Закон Удмуртской Республики N8-РЗ, вступивший в силу 29 марта 2013 года, устанавливает новый порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Ранее согласно части 1 статьи 5 Закона N 2-РЗ дети-сироты, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитывались в органах местного самоуправление отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Сегодня же, в соответствии со статьей 6 Закона N 8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республики принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемое жилое помещение, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. В силу статьей 6, 7 Закона N 8-РЗ, материальному истцу Мокушину А.Н. необходимо обратиться в орган опеки и попечительства МО "Игринский район" с необходимыми документами. Далее орган опеки и попечительства направляет заключение и учетное дело в уполномоченный орган, который в свою очередь принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении лица в Список. Министерство образования и науки Удмуртской Республики как уполномоченный орган по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в данном случае не усматривает особых обстоятельств, в связи с которыми материальный истец может быть включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями предоставляемыми из специализированного жилищного фонда в Удмуртской Республике без прохождения процедуры, регламентированной статьй 6 Закона N 8- РЗ. По мнению ответчика, законное право материального истца - право на получение специализированного жилого помещения по договору специализированного найма на сегодняшний день не является нарушенным, так как Мокушиным А.Н. не совершено необходимых, юридически значимых действий для получения вышеуказанного жилья, регламентированных статьями 6, 7 Закона N 8-РЗ.
Представитель Администрации МО "Игринский район" Шкляев К.А. исковые требования прокурора в интересах Мокушина А.Н. в части возложения обязанности на Администрацию МО "Игринский район" заключить с Мокушиным А.Н. договор найма специализированного жилого помещения в судебном заседании не признал, пояснив при этом, что согласно новому законодательству, уполномоченным органом по вопросам обеспечения жильем детей-сирот является Министерство образования и науки Удмуртской Республики. Администрация МО "Игринский район", после того, как Мокушину А.Н. уполномоченным органом будет предоставлено жилое помещение, обязана будет заключить с последним договор найма специализированного жилого помещения. Считает, что спор в этой части исковых требований отсутствует.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации МО "Игринский район", будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие материального истца Мокушина А.Н., представителя ответчика - Министерства образования и науки Удмуртской Республики, представителя органа опеки и попечительства МО "Игринский район".
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики Филиппова С.И., действующая по доверенности, просит решение суда отменить, по делу принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма), в который истец не включен, что не было учтено судом первой инстанции. Считает, что судом неправильно применен материальный закон. Кроме того, указала, что в Законе Удмуртской Республики N8-РЗ на сегодняшний день не содержится такого понятия как предоставление жилого помещения вне очереди, тогда как суд обязывает уполномоченный орган предоставить истцу жилье именно вне очереди. Также суд не учел требования части 1 статьи 3 данного закона, устанавливающей, что площадь предоставляемого жилого помещения не может быть более 36 кв. м на одного человека из числа детей-сирот.
Помощник прокурора Игринского района Удмуртской Республики Шестакова Т.В. представила в суд возражения на апелляционную жалобу, в которых указала на необоснованность доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно записи акта о рождении N Мокушин А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его матерью является ФИО2. Сведения об отце указаны на основании заявления матери. То есть ФИО2 является по отношению к Мокушину А.Н. одинокой матерью.
Приговором Игринского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуждена к лишению свободы сроком на 6 лет.
Согласно настольному реестру патронатных, подопечных и усыновленных несовершеннолетних "адрес" Удмуртской Республики следует, что за 2003 год имеется запись об оставшемся без попечения родителей Мокушине А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В сведениях о родителях значится мать ФИО2, сведений об имеющемся имуществе не имеется.
Из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ Игринским филиалом ГУП "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества", письменного сообщения Игринского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что Мокушин А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, владельцем зарегистрированного недвижимого имущества не значится.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике, следует, что Мокушин А.Н. отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Игринского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отказ администрации МО "Игринский район" в постановке на учет Мокушина А.Н. на внеочередное получение жилья по договору социального найма признан незаконным.
Постановлением Администрации МО "Игринский район" N 2465 от 08 ноября 2012 года Мокушин А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося на внеочередное получение жилой площади по договору социального найма, как относящийся к лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Мокушин А.Н. в 2003 году приобрел статус лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей. В связи с чем, он имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Как следует из материалов гражданского дела, Министерство образования и науки Удмуртской Республики не оспаривает право истца на получение по договору найма специализированного жилого помещения. В данной части законность решения суда судом апелляционной инстанции не проверяется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу статьи 1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и возложил обязанность по обеспечению истицы жильем на данного ответчика.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Мокушина А.Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о предоставления жилья подано истцом в администрацию района в соответствии с действующим на момент подачи заявления законодательством. Мокушин А.Н. имеет право на получение жилья как ребенок-сирота, принял для этого все необходимые меры, право его не реализовано, изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения не должно нарушать его прав и законных интересов. С учетом того, что ответчик, на которого возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истца права на получения жилого помещения, доказательств опровергающих достоверность документов, подтверждающих право Мокушина А.Н. на получение жилья, не представил, районный суд, удовлетворил требования прокурора, заявленные в интересах истца о предоставлении последнему жилого помещения на условиях договора специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, поскольку в соответствии со статьей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. от 02 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что обеспечение детей-сирот производится в соответствии с региональным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, в соответствии с которым орган опеки и попечительства формирует список. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 данного закона в список подлежат включению лица, достигшие возраста 14 лет. Включение в список осуществляется на основании заявления.
Орган опеки и попечительства входит в структуру органов местного самоуправления. Заявление истцом подано в орган местного самоуправления, решение о включении его в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, принято 08 ноября 2012 года, оснований для исключения истца из данного списка не представлено.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 1 статьи 8 выше приведенного ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем до достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных, в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в пунктах 3 и 4 статьи 3 Закона Удмуртской Республики N 8-РЗ.
Из анализа указанных правовых норм следует, что законодатель связывает предоставление жилья детям-сиротам с определенными условиями, либо по достижении ими 18 лет, либо с достижением возраста 18 лет и окончанием образовательных и иных учреждений и т.п. Поскольку истец достиг возраста 18 лет, окончил отбывать наказание в исправительном учреждении, состоит на учете лиц, имеющих право на предоставление жилья с ДД.ММ.ГГГГ, его право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, вывод суда первой инстанции о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда является правильным. Несоблюдение порядка установленного действующим региональным законодательством не может ограничивать права лица на получение жилого помещения по достижению им совершеннолетия, с учетом того, что до января 2013 года истцом приняты все меры для реализации своего права на получение жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование материального закона и не являются основаниями для отмены судебного решения.
Между тем, является обоснованным и подлежащим удовлетворению довод жалобы о несоответствии указанной в решении площади подлежащего предоставлению истцу жилого помещения требованиям закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики N8-РЗ от 14 апреля 2013 года лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Также заслуживает внимание довод жалобы о необоснованном возложении судом на уполномоченный орган обязанности предоставить истцу жилье вне очереди, поскольку указанный выше Закон Удмуртской Республики N8-РЗ на сегодняшний день такого понятия и такого порядка предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не содержит.
В силу изложенного решение районного суда подлежит изменению в части исключения указания на предоставление истцу жилья вне очереди и указания размеров жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, а именно площадь такого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров. Апелляционная жалоба в этой части подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2013 года изменить, второй абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Мокушину А.Н. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям пос. Игра, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в доме капитального типа, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м и не более 36 кв. м, в черте пос. Игра, по договору найма специализированного жилого помещения".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.