Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Рябова Д.В.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 21 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Устиновского районного суда г.Ижевска УР от 19 июня 2013 года, которым исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах Е.А.О. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения, удовлетворены:
на Министерство образования и науки Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить Е.А.О. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям г.Ижевска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в доме капитального типа, виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м., в черте г.Ижевска, по договору найма специализированного жилого помещения;
заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., возражения прокурора Репиной В.К., считавшей доводы жалобы необоснованными, просившей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Устиновского района г.Ижевска обратился в суд с иском в интересах Е.А.О. с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики с требованиями о предоставлении жилого помещения в пределах населенного пункта г.Ижевска, соответствующее установленным требованиям. Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Истец признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет для получения жилья. Истец имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании прокурор и истец Е.А.О. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что Законом Удмуртской Республики N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица данной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства ответчик включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Поскольку истец указанной процедуры постановки в республиканский список не прошел, ему не может быть предоставлено жилое помещение.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано на то, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма), в который истец не был включен, что не было учтено судом первой инстанции. Суд в решении не ограничил площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу. Заявитель считает, что судом неправильно применен материальный закон.
Прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он выражает несогласие с доводами жалобы, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Е.А.О. 03.03.1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Е.Е.Н. лишена родительских прав на основании заочного решения Устиновского районного суда г.Ижевска от 24.12.2001 года, сведения об отце - Е.О.В. внесены на основании заявления матери.
Истец не имеет закрепленного жилья, 13.03.2012 г. снят с регистрационного учета по адресу: "адрес" на основании судебного акта, в настоящее время проживает у бабушки по адресу: "адрес"
На основании заявления 11.07.2012 г. истец был поставлен на учет для получения жилья и включен в список детей-сирот, имеющих право на получение жилья Администрацией г.Ижевска.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики не включило Е.А.О. в республиканский список лиц вышеуказанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", верно установил фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое в силу ст.1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и возложил обязанность по обеспечению истца жильем на данного ответчика.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что заявление о предоставлении жилья было подано истцом в Администрацию города Ижевска в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Е.А.О. имеет право на получение жилья как ребенок-сирота, принял для этого все необходимые меры, его право на обеспечение жильём не реализовано. Изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения, не должно нарушать его права и законные интересы. С учетом того, что ответчик, на которого возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истца права на получения жилого помещения, доказательств опровергающих достоверность документов, подтверждающих право Е.А.О. на получение жилья, не представил, суд, удовлетворил требования прокурора, заявленные в интересах истца, о предоставлении последнему жилого помещения на условиях договора специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, поскольку в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 (в ред. от 2 июля 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что обеспечение детей-сирот производится в соответствии с региональным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Законом Удмуртской Республики предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, в соответствии с которым орган опеки и попечительства формирует список. В соответствии с п.3 ст.6 данного закона в список подлежат включению лица, достигшие возраста 14 лет. Включение в список осуществляется на основании заявления.
Орган опеки и попечительства входит в структуру органов местного самоуправления. Заявление истцом было подано в орган местного самоуправления, решение о включении истца в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, принято 21 мая 2012, оснований для исключения истца из данного списка не представлено. Закон не предусматривает как обязательное условие обязанность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет для обеспечения жильём в соответствии с ранее действовавшим законодательством, повторно подавать заявления о принятии их на учет и включении в списки лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В соответствии с абзацем 2,3 п.1 ст.8 Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем до достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в пунктах 3 и 4 ст.3 Закона Удмуртской Республики.
Из анализа указанных правовых норм следует, что законодатель связывает предоставление жилья детям-сиротам с определенными условиями, либо по достижении ими 18 лет, либо с достижением возраста 18 лет и окончанием образовательных и иных учреждений и т.п. Поскольку истец достиг возраста 18 лет, состоит на учете лиц, имеющих право на предоставление жилья с 11.07.2012 года, его право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, вывод суда о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого фонда является правильным. Несоблюдение нового порядка, установленного региональным законодательством, не может ограничивать права лица на получение жилого помещения по достижению им совершеннолетия и окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, с учетом того, что истцом предприняты все меры для реализации своего права на получение жилого помещения, обращение истца по вопросу обеспечения жильём имело место до введения нового порядка реализации жилищных прав.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование материального закона и не являются основаниями для отмены судебного решения.
Между тем, является обоснованным довод жалобы о том, что суд не указал в решении верхний предел площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики N8-РЗ от 14.04.2013 лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
В силу указанной нормы права решение суда подлежит изменению в части указания размеров жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, а именно площадь такого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров. Апелляционная жалоба в этой части подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 19 июня 2013 года изменить в части указания размера подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах Е.А.О. удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Е.А.О. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям г.Ижевска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в доме капитального типа, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м. и не более 36 кв. м., в черте г.Ижевска, по договору найма специализированного жилого помещения".
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.