Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В..
с участием прокурора Куропаткина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киренковой В.А. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, от 9 августа 2013 года N122/724 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М.",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2013 года N165 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва на 8 сентября 2013 года.
9 августа 2013 года постановлением территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) округа Муром Владимирской области N122/724, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, Ершов А.М., выдвинутый Президиумом Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10.
Киренкова В.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания по Владимирской области шестого созыва по тому же избирательному округу, обратилась во Владимирский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления ТИК округа Муром Владимирской области о регистрации Ершова А.М..
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в нарушение пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон N95-ФЗ) решение о выдвижении Ершова А.М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 было принято не на съезде политической партии, в работе которого должны принять участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а на заседании Президиума Центрального совета названной партии, то есть неправомочным органом.
Полагала, что кандидат Ершов А.М. представил в избирательную комиссию:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка, - не по формам, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546.
Нарушение форм представления указанных документов, по мнению заявителя, заключалось в удалении Ершовым А.М. из заполненных бланков всех сносок, являющихся неотъемлемой частью вышеуказанных форм.
Считала, что поскольку Ершов А.М. реализуя своё право, предусмотренное пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ), представил в ТИК округа Муром Владимирской области заявление о согласии баллотироваться с уточнением своего отчества 9 августа 2013 года, избирательная комиссия была обязана провести своё заседание не ранее 11 августа 2013 года. Вместе с тем соответствующее оспариваемое постановление о регистрации Ершова А.М. было принято в тот же день, то есть 9 августа 2013 года. Таким образом, по мнению заявителя, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (в данном случае на 8 августа 2013 года), среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации имелся документ кандидата (заявление Ершова А.М. о согласии баллотироваться), оформленный с нарушением требований федерального закона (неправильное указание отчества кандидата).
С учётом изложенного заявитель полагала, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N67-ФЗ оспариваемое постановление о регистрации Ершова А.М., нарушающее принцип равенства кандидатов, подлежит отмене, как принятое избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктами "б", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ.
Киренкова В.А., извещённая надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явилась, направив своего представителя Позднякова А.В., действующего на основании доверенности.
В судебном заседании представитель заявителя Поздняков А.В. заявленные требования поддержал в полном объёме.
ТИК округа Муром Владимирской области в своих письменных возражениях (т.1, л.д.25-29), а также в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем по доверенности Мишиной Ю.С., просила в удовлетворении заявления Киренковой В.А. отказать, находя оспариваемое постановление законным и обоснованным. Полагала, что у названной избирательной комиссии после отмены Избирательной комиссий Владимирской области 8 августа 2013 года по жалобе Ершова А.М. предыдущего постановления ТИК округа Муром Владимирской области от 1 августа 2013 года N120/720, отсутствовали основании для принятия 9 августа 2013 года иного решения кроме как о регистрации Ершова А.М. кандидатом в депутаты.
В судебном заседании представитель ТИК округа Муром Владимирской области Мишина Ю.С. кроме того пояснила, что выдвижение Ершова А.М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Президиумом Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", соответствует как требованиям Федерального закона N95-ФЗ (пункты 6-8 статьи 25), так и требованиям Устава названной партии (пункт 15 части 2 статьи 23). Само по себе отсутствие в представленных Ершовым А.М. в избирательную комиссию бланках со сведениями, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ, сносок, указанных в формах, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546, не является основанием к отмене оспариваемого постановления, поскольку эти сноски носят информативный характер, являются разъяснением вопросов заполнения приведённых форм. При повторном рассмотрении вопроса о регистрации Ершова А.М. именно 9 августа 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области не было допущено нарушений требований федерального законодательства.
Заинтересованное лицо Ершов А.М., одновременно представляющий, как председатель регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" во Владимирской области, названное региональное отделение, в своих письменных возражениях, представленных в суд, и в устных пояснениях, данных в судебном заседании, возражал против удовлетворения заявления Киренковой В.А., настаивая на законности и обоснованности оспариваемого постановления ТИК округа Муром Владимирской области. Полагал, что его выдвижение кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Президиумом Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", соответствует как требованиям Федерального закона N67-ФЗ ( пункт 16 статьи 38, пункт 2 статьи 35), Федерального закона N95-ФЗ (пункты 1,2,6-8 статьи 25, пункт 2 статьи 36), так и требованиям Устава названной партии (пункт 15 части 2 статьи 23).
Указывал, ссылаясь на постановление ЦИК Российской Федерации от 23 марта 2007 года N203/1272-4, что поскольку ТИК округа Муром Владимирской области в представленных им в избирательную комиссию бланках со сведениями, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ, какой - либо неполноты, недостатков не выявила, не предложила их устранить в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, по этому основанию, указанному в заявлении Киренковой В.А., его регистрация не может быть отменена.
Дата регистрации именно 9 августа 2013 года была определена не им, а ТИК округа Муром Владимирской области, как органом государственной власти, поэтому и этот довод заявителя о несоблюдении срока, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, как основание для отмены регистрации, считал несостоятельным.
В целом же полагал, что оспариваемым постановлением никакие избирательные права Киренковой В.А. нарушены не были.
Представитель Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" по доверенности Князев П.Ю. также возражал против удовлетворения заявления Киренковой В.А., приведя в обоснование своей позиции те же доводы, что и Ершов А.М..
Привлечённая судом для участия в деле в качестве заинтересованного лица Избирательная комиссия Владимирской области, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц: Киренковой В.А., представителя Избирательной комиссии Владимирской области.
Выслушав объяснения представителя Киренковой В.А. - Позднякова А.В., представителя ТИК округа Муром Владимирской области Мишиной Ю.С., Ершова А.М., действующего в своих интересах и в интересах регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" во Владимирской области, представителя Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" Князева П.Ю., исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, заслушав заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьёй 38 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных, предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (пункт 1).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушениями требований закона (пункт 1.1).
В силу статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (пункт 2).
При проведении выборов, в том числе в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (пункт 3.1).
Согласно статьи 35 этого же Федерального закона избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата (пункт 1).
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).
При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в" пункта 14.5).
В соответствии с подпунктами "б", "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б")
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Согласно пункту 6 статьи 76 названного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в статьях 28, 30, 33, 75 Избирательного кодекса Владимирской области.
Согласно статьям 21, 25 Федерального закона N95-ФЗ выдвижение кандидатов в депутаты отнесено к числу важных решений, принимаемых на съезде, конференции или общем собрании на основании устава политической партии и в соответствии с уставом.
В силу статьи 25 названного Федерального закона выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не в менее чем в половине субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2).
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 3).
В случае отсутствия регионального отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии (пункт 3.1).
Решения по вопросам, указанным в том числе в пунктах 1-3 настоящей статьи принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции её регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 6).
Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (пункт 7).
Решения по иным вопросам деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений принимаются в соответствии с уставом политической партии (пункт 8). В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N95-ФЗ политическая партия обязана соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Из Устава Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" следует:
высшим руководящим органом Партии, правомочным принимать решения по всем вопросам деятельности Партии и её структурных подразделений, их органов и должностных лиц является Съезд (часть 1 статьи 12);
высшим руководящим органом регионального отделения Партии, правомочным принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено настоящим Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц Партии является Конференция (Общее собрание) регионального отделения (часть 1 статьи 33);
выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской федерации о выборах кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится к компетенции Съезда названной партии, а также к компетенции Конференции (Общего собрания) её регионального отделения (подпункт "а" пункта 1 части 2 статьи 13 и подпункт "а" пункта 10 статьи 34);
Президиум Центрального совета - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган Партии, осуществляющий в период между Съездами руководство деятельностью Партии в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом (часть 1 статьи 22).
К исключительной компетенции Президиума Центрального совета Партии относится:
выдвижение тайным голосованием и отзыв в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьёй, кандидатов от Партии на повторных и дополнительных выборах в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти (пункт 13 части 2 статьи 23);
выдвижение тайным голосованием от Партии кандидата, списка кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, в случае если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган уполномоченный уставом политической Партии (пункт 15 части 2 статьи 23).
Из материалов дела следует, что постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 14 мая 2013 года N59 на ТИК округа Муром Владимирской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва (т.1, 45-53, л.д.126-134).
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 от 18 июля 2013 года, Ершов А.М., выдвинутый Президиумом Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", указал, в том числе, что является пенсионером, в качестве своего отчества - В., принадлежность к политической - член партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" (т.1, л.д.57).
22 июля 2013 года названное заявление поступило в ТИК округа Муром Владимирской области со всеми приложенными к нему документами на имя Ершова А.М., в том числе копией паспорта, диплома о высшем образовании, пенсионного удостоверения, которые были необходимы в соответствии с требованиями пунктов 2,3,3.1 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ, что следует из копии подтверждения получения документов от кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу N10, представленному в суд ТИК округа Муром Владимирской области, копий самих документов, перечисленных в этом подтверждении (т.1, л.д.56-80).
Из копии подтверждения получения документов от кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу N10 и копий самих документов, перечисленных в этом подтверждении, представленных в суд ТИК округа Муром Владимирской области, видно, что 23 июля 2013 года от Ершова А.М. были приняты названной избирательной комиссией, в том числе: заявление о реквизитах специального избирательного счёта, уведомление об отсутствии счетов (вкладов) денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; документ об учёте поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка, выданная филиалом Сбербанка России, об оставшихся на специальном избирательном счёте избирательного фонда кандидата денежных средствах (т.1, л.д.81-93). Указанные документы также были на имя Ершова А.М..
1 августа 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, подпункта "в" пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области принято постановление N120/720 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М.", со ссылкой на отсутствие среди представленных для уведомления о выдвижении и регистрации документов заявления Ершова А.М. и получения аналогичного заявления от Ершова А.В. (т.1, л.д.96-97).
Указанное постановление по жалобе Ершова А.М. постановлением Избирательной комиссией Владимирской области от 8 августа 2013 года N376 было отменено по причине не извещения кандидата об исправлении недостатка представленного документа - ошибочного написания отчества, с возложением обязанности на ТИК округа Муром Владимирской области повторно рассмотреть вопрос о регистрации Ершова А.М. (т.1, л.д.113,114,183-185,189,190).
9 августа 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области принято оспариваемое Киренковой В.А. постановление о регистрации Ершова А.М. (т.1, л.д.115,116).
Как установлено судом и не оспаривалось ни одним из участвующих в деле лиц, представленные Ершовым А.М. в ТИК округа Муром Владимирской области:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка, -
не в полной мере соответствовали формам справок, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546, а именно в каждой из представленных справок с названными сведениями о Ершове А.М. и его супруге - Е. отсутствовали ссылки на сноски и их расшифровки, предусмотренные утверждёнными упомянутым Указом формами этих справок (т.1, л.д.69-72).
Тем не менее, суд считает, что само по себе отсутствие этих ссылок на сноски и их расшифровки, в названных документах, представленных Ершовым А.М. в избирательную комиссию, не является основанием для отмены его регистрации, в том числе по подпункту "в.1", пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, на чём настаивает заявитель, поскольку перечисленные элементы названных документов фактически являются разъяснением вопросов заполнения приведённых в Указе Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546 форм и их отсутствие никоим образом не влияет на достоверность и полноту представленных Ершовым А.М. в соответствии с требованиями пункта 3.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ вышеуказанных сведений о себе и своей супруге.
Как уже было указано выше, в своём заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты, поданным вместе с другими документами в ТИК округа Муром Владимирской области 22 июля 2013 года, Ершов А.М. в качестве своего отчества указал - В ... ТИК округа Муром Владимирской области данная ошибка в отчестве заявителя была расценена, как непредставление заявления о согласии баллотироваться, в связи с чем, 01 августа 2013 года в регистрации Ершову А.М. было отказано. Отменяя это решение и обязывая нижестоящую комиссию - ТИК округа Муром Владимирской области, повторно рассмотреть вопрос о регистрации Ершова А.М., Избирательная комиссия Владимирской области в постановлении от 8 августа 2013 года указала о не извещении кандидата об исправлении недостатка представленного документа - ошибочного написания отчества и об отсутствии у ТИК округа Муром достаточных оснований для отказа в регистрации Ершову А.М.
9 августа 2013 года до вынесения оспариваемого постановления Ершовым А.М. в ТИК округа Муром Владимирской области было представлено заявление о согласии баллотироваться, с указанием необходимого отчества - М. (т.1, л.д. 94).
Поскольку, как указывает заявитель на 8 августа 2013 года заявление Ершова А.М. о согласии баллотироваться было оформлено с нарушением требований Федерального закона (неправильное указание отчества), а оспариваемое решение ТИК округа Муром Владимирской области об его регистрации было вынесено 9 августа 2013 года, то имеется основание для отмены этого постановления по подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона.
Суд не может согласиться с этим доводом заявителя ввиду следующего.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться, в котором Ершов А.М. фактически допустил опечатку и неправильно указал своё отчество, последним в ТИК округа Муром Владимирской области 22 июля 2013 года были сданы документы, в том числе и копии паспорта, и пенсионного удостоверения, и все другие документы, содержащие сведения об имеющемся в действительности отчестве кандидата Ершова А.М.- М ... Дополнительно документы, также на имя Ершова А.М. были сданы кандидатом в избирательную комиссию 23 июля 2013 года. Следовательно, ТИК округа Муром Владимирской области, имея из названных документов в своём распоряжении сведения о действительном отчестве кандидата, вправе была его зарегистрировать и без затребования в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ какого-либо уточнения и дополнения в сведениях об отчестве Ершова А.М., содержащегося в его заявлении о согласии баллотироваться.
В связи с изложенным, допущенная Ершовым А.М. опечатка в написании своего отчества в заявлении о согласии баллотироваться, поданным в избирательную комиссию 22 июля 2013 года, повлекшая написание отчества - В., вместо - М., суд расценивает, как несущественное нарушение, которое не могло повлечь, как отказ в его регистрации, так и не может повлечь, в данном случае, отмену регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М. ни по основанию, указанному заявителем по подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-Ф, ни по какому-либо иному основанию, предусмотренному как названным Законом, так и Избирательным кодексом Владимирской области.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что постановление 9 августа 2013 года N122/724 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М.", было принято после отмены 8 августа 2013 года Избирательной комиссии Владимирской области предыдущего постановления ТИК округа Муром Владимирской области от 1 августа 2013 года, которым в регистрации Ершову А.М. необоснованно было отказано по этому основанию, и Ершов А.М., не зная о дате вынесения оспариваемого постановления, до его принятия, по собственной инициативе 9 августа 2013 года подал в избирательную комиссию новое заявление о согласии баллотироваться, в котором этот несущественный недостаток - фактическая опечатка в написании отчества, был исправлен.
Однако суд находит обоснованным довод заявителя Киренковой В.А. о необходимости отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М. в связи с несоблюдением требований к выдвижению указанного кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ).
В ходе рассмотрения настоящего дела судом доподлинно установлено, что Избирательным кодексом Владимирской области не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2013 года N165 назначены выборы всего состава законодательного (представительного) органа государственной власти Владимирской области - Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, следовательно, их нельзя отнести ни к повторным, ни к дополнительным выборам.
Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" имеет региональное отделение во Владимирской области, что не оспаривалось ни одним из участвующих в деле лиц, подтверждается исследованными судом копией и подлинником свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации - регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" во Владимирской области, выданного 1 октября 2012 года. Из названного документа следует, что решение о государственной регистрации данного регионального отделения принято 21 сентября 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации во Владимирской области. Запись о названной некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц **** года Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером **** (т.3, л.д.57).
При таких обстоятельствах, с учётом требований приведённых выше норм, как Федерального закона N95-ФЗ (статья 21, пункты 1,2,3,3.1 статьи 25), Федерального закона N67-ФЗ (пункты 1,2, подпункт "в" пункта 14.5 статьи 35), которым аналогичны положения Избирательного кодекса Владимирской области (пункты 1,2, подпункт 3 пункта 18 статьи 30), так и положений Устава Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" (часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 33, подпункт "а" пункта 1 части 2 статьи 13 и подпункт "а" пункта 10 статьи 34, часть 1 статьи 22, пункт 15 части 2 статьи 23) суд приходит к выводу, что вопрос о выдвижении кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М. должен был решаться либо на Съезде названной партии, либо на Конференции (Общем собрании) её регионального отделения во Владимирской области, с последующим представлением принятого одним из этих органов решения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу в ТИК округа Муром Владимирской области.
При этом суд обращает внимание, что такое решение могло быть принято на заседании Президиума Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", лишь при условии, что этому органу в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 23 Устава, такое право было бы предоставлено, если бы законом было предусмотрено, что перечисленные действия (в данном случае по выдвижению тайным голосованием от партии кандидата, списка кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти), может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической партии.
Однако, ни один закон, в том числе ни Федеральный закон N95-ФЗ, ни Федеральный закон N67-ФЗ, ни Избирательный кодекс Владимирской области, не предусматривает возможности по осуществлению перечисленных действий (в данном случае по выдвижению тайным голосованием от партии кандидата, списка кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти), применительно к рассматриваемому делу (при наличии регионального отделения указанной партии во Владимирской области, на основных выборах депутатов в Законодательное Собрание Владимирской области шестого созыва), по выдвижению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М. - Президиумом Центрального совета - постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость".
Тем не менее, 22 июля 2013 года кандидатом Ершовым А.М., являющимся председателем регионально отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" во Владимирской области, в ТИК округа Муром Владимирской области вместо решения Съезда Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" или Конференции (Общего собрания) её регионального отделения во Владимирской области о выдвижении его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10, был представлен протокол N14 заседания Президиума Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" от 5 июля 2013 года с приложением N17-Пр к названному протоколу, из которых следует, что решение о выдвижении Ершова А.М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 принято на заседании Президиума Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", то есть неправомочным на принятие такого решения органом названной партии (т.1, л.д.74-78).
Ссылка Ершова А.М., представителей ТИК округа Муром и Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", в том числе на пункт 7 статьи 25 Федерального закона N95-ФЗ, как на правовое основание, позволяющее сделать вывод о предоставлении такого права Президиуму Центрального совета названной партии, по мнению суда, является ошибочной, поскольку в нём говорится лишь о том, что уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, в том числе по выдвижению кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, а не о возможности предоставления дополнительных полномочий другим органам партии по принятию такого рода решений.
Все остальные доводы, касающиеся отмены оспариваемого постановления по этому основанию, приведённые в ходе рассмотрения настоящего дела Ершовым А.М., представителями ТИК округа Муром Владимирской области, Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", по мнению суда, являются несостоятельными, основанными, в том числе на неверном толковании норм материального права.
Суд обращает внимание на то, что в данной ситуации протокол N14 заседания Президиума Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" от 5 июля 2013 года с приложением N17-Пр к названному протоколу о выдвижении Ершова А.М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 не имеет юридической силы для выдвижения, так как принят неправомочным органом.
При таких обстоятельствах постановление ТИК округа Муром Владимирской области от 9 августа 2013 года N122/724 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М." нарушает принцип равенства кандидатов, предусмотренный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N67-ФЗ, их прав и обязанностей, следовательно, и права Киренковой В.А., как кандидата, зарегистрированного по этому же избирательному округу.
С учётом изложенного у ТИК округа Муром Владимирской области отсутствовали законные основания для регистрации Ершова А.М., выдвинутого избирательным объединением в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10, представившего решение о своём выдвижении в качестве кандидата в депутаты, не соответствующее Уставу Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость", вынесенное с несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", неправомочным на принятие такого решения органом политической партии (Президиумом Центрального совета Политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость"), что в силу подпункта "б"" пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона N67-ФЗ, подпункта "б" пункта 23.1 статьи 33, пункта 6 статьи 75 Избирательного кодекса Владимирской области, является основанием для отмены регистрации названного кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Киренковой В.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N10, по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, от 9 августа 2013 года N122/724 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N10 Ершова А.М.".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.