Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 24 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Селивановского района Владимирской области на решение Селивановского районного суда Владимирской области от 11 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Каршова В.В. к администрации Селивановского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать администрацию Селивановского района Владимирской области предоставить Каршову В.В. **** года рождения по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное в границах Селивановского района.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя ответчика - администрации Селивановского района и третьего лица - отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Селивановского района Саловой А.А., представителей третьего лица - администрации Владимирской области - Асташовой М.В. и Рошва А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу прокурора Шигонцевой В.А. и истца Каршова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Селивановского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Каршова В.В. к администрации Селивановского района о предоставлении истцу по договору найма специализированного жилого помещения - благоустроенного жилого помещения, общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенного в границах Селивановского района.
В обоснование требований указал, что Каршов В.В. является лицом из числа
детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца были лишены родительских прав ****, Каршов В.В. передан на воспитание опекуну ФИО1 Постановлением главы Селивановского района от **** на базе семьи Якуниных создана приемная семья с одним приемным ребенком Каршовым В.В. Решением жилищной комиссии муниципального образование городское поселение **** от **** Каршов В.В. поставлен на учет на получение жилой площади в ****. До настоящего времени он жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Селивановского района Орлова В.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Истец Каршов В.В. поддержал доводы иска.
Представитель ответчика администрации Селивановского района и третьего лица - отдела опеки и попечительства - Косарев Е.И. иск не признал. Пояснил, что Каршов В.В. включен в список лиц, указанной категории, но в настоящее время не обеспечен жильем в виду отсутствия финансового обеспечения для приобретения данного жилья.
Представитель третьего лица - администрации Владимирской области в лице Департамента образования, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебно заседания, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что у истца отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения, он будет обеспечен специализированным жильем согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Судом постановлено оспариваемое решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Селивановского района поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда с учетом следующего.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п.3 настоящей статьи орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п.7 данной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п./п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 N201-ОЗ (в редакции от 08.04.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе в части: формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях; принятия решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключению указанного договора с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, решением Селивановского районного суда от **** родители Каршова В.В., **** года рождения, - ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении сына. Каршов В.В. передан на дальнейшее воспитание опекуну ФИО1 Постановлением главы Селивановского района от **** **** на базе семьи ФИО1 проживающих по адресу: **** создана приемная семья с одним приемным ребенком - Каршовым В.В.
На основании решения жилищной комиссии муниципального образования городское поселение **** Каршов В.В. поставлен на учет на получение жилой площади в **** (протокол **** от ****) как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Истец Каршов В.В. достиг совершеннолетнего возраста ****, окончил в **** году службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время проживает в жилом помещении у бывшего опекуна ФИО1
По состоянию на **** у Каршова В.В. отсутствуют права на какие-либо объекты недвижимого имущества.
Судебной коллегией установлено, что Каршов В.В. включен в областной сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию Селивановский район на **** Каршов В.В. указан под номером **** (по дате рождения).
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Каршова В.В., суд первой инстанции указал, что поскольку истец Каршов В.В. обладает статусом лица из числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения и в установленном порядке принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, достиг возраста 18 лет, то по смыслу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ подлежит немедленному обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма.
Не оспаривая право Каршова В.В. на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма, судебная коллегия считает вывод суда о незамедлительном предоставлении указанного жилого помещения основанным на неправильном истолковании и применении материального закона.
Нормами Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ не предусмотрены порядок и сроки предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений по договору специализированного найма.
В силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц устанавливается губернатором Владимирской области.
Согласно п.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****, жилые помещения предоставляются включенным в областной сводный Список лицам указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Также постановлением Губернатора Владимирской области от **** **** утвержден Порядок ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
На основании п.3 данного Порядка ведения Сводного списка в него включаются лица, сведения о которых указаны на 01.04.2012 в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, которые на 01.01.2013 не реализовали свое право на жилое помещение.
В силу п.4 этого Порядка органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот (лиц) жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления), формируют сведения по муниципальному образованию детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании (далее - Список по муниципальному образованию).
Согласно п.7 и п.8 указанного Порядка ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, орган местного самоуправления представляет в департамент на бумажном и электронном носителях заверенный Список по муниципальному образованию.
Департамент формирует Сводный список детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сводный список формируется в хронологическом порядке по дате рождения ребенка-сироты (лица), подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В случае совпадения даты рождения Сводный список формируется в алфавитном порядке.
Таким образом, в действующем в настоящее время федеральном законодательстве и законодательстве субъекта отсутствует указание на первоочередное, внеочередное либо немедленное предоставление данной категории лиц жилых помещений.
Жилой кодекс РФ также не предусматривает первоочередное, внеочередное либо немедленное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Правительством Российской Федерации 21 сентября 2013 года принято Распоряжение N1701-р, которым утвержден прилагаемый комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 - 2017 годов, и органам исполнительной власти субъектов РФ указано реализовать данный комплекс мер. При этом Минобрнауки России, Минфину России, Минрегиону России к апрелю 2014 года предложено доработать методические рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений данной категории лиц; данным исполнителям, а также органам исполнительной власти субъектов РФ указано ежегодно до 1 марта анализировать отчеты, представленные высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, об исполнении мероприятий по предоставлению жилых помещений на указанный период времени; федеральному органу исполнительной власти -главному распорядителю средств федерального бюджета - ежегодно в установленном порядке распределять субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилья данной категории лиц.
Кроме того, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N15-ФЗ указывает лишь на момент возникновения права у данной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями по договору специализированного найма и основания их предоставления.
Редакция статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ, действовавшая до 01 января 2013 года также предусматривала, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако порядок предоставления жилого помещения регулировался, кроме
законодательства субъекта Российской Федерации, также нормами пункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, который предусматривал внеочередное обеспечение данной категории лиц жилым помещением по договору социального найма.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ был признан утратившим силу с 1 января 2013 года.
При этом Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, положения ст.8 Федерального закона N159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего закона) распространены на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N15-ФЗ, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 57 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности либо вне очереди при наличии условий, предусмотренных ч.2 данной статьи. Иного порядка обеспечения жилыми помещения Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
Таким образом, из системного толкования приведенного выше законодательства можно сделать вывод, что в настоящее время обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Поскольку такой порядок установлен законодательством Владимирской области, областной сводный Список, в который включен Каршов В.В. составлен в соответствии с действующими Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и Порядком ведения Сводного списка, которые не признаны несоответствующими действующему федеральному законодательству, истец находится в Списке под номером **** (по дате рождения) и будет обеспечиваться жилым помещением по договору специализированного найма в соответствии с данным Списком, то оснований полагать жилищные права Каршова В.В. нарушенными у судебной коллегии не имеется. Доказательств того, что Каршову В.В. отказано в предоставлении жилого помещения, не представлено.
Кроме того, удовлетворение требований прокурора в интересах Каршова В.В. приведет к первоочередному обеспечению его жилым помещением, что нарушит права лиц этой же категории, находящихся в Списке перед истцом, как по дате рождения ( **** человек), так и по дате возникновения права ( **** человека).
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Селивановского района в интересах Каршова В.В. не имеется. Доводы представителя истца о незамедлительном обеспечении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Селивановского районного суда Владимирской области от 11 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
в удовлетворении иска прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах Каршова В.В. к администрации Селивановского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда отказать.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.