Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 08 октября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Поротикова Н.А. - Алехина О.Н. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от ****, которым постановлено:
Заявление Поротикова Н.А. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации города Коврова об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности признать Поротикова Н.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения заявителя Поротикова Н.А. и его представителя Алехина О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя заинтересованного лица Овчинниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поротиков Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г.Коврова от **** об отказе в признании его малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении на жилищную комиссию администрации г.Коврова обязанности признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что **** обратился в администрацию г.Коврова с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории лиц, страдающих заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от **** ****. Однако решением жилищной комиссии от **** ему отказано, со ссылкой на постановление Губернатора Владимирской области от **** ****, поскольку размер его среднемесячного совокупного дохода больше рассчитанного порогового значения дохода. Считал данный отказ в принятии на учет незаконным, просил обязать администрацию г.Коврова признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании заявитель Поротиков Н.А. и его представитель Алехин О.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель заявителя пояснил, что при расчете среднемесячного совокупного дохода администрацией г.Коврова неправомерно в сумму дохода включена ежемесячная денежная выплата инвалида за **** месяцев в размере ****. При её исключении из расчета, среднемесячный доход Поротикова Н.А. будет превышать величину среднемесячного минимального размера дохода, установленного органами местного самоуправления, на **** руб., то есть незначительно, что является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Представитель заинтересованного лица администрации города Коврова, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявления просил отказать в полном объеме.
Представитель жилищной комиссии при администрации г.Коврова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель Поротиков Н.А. в лице своего представителя Алехина О.Н. просил об отмене данного решения как незаконного, ссылаясь на неправильное применение и истолкование судом норм материального и процессуального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствии представителя заинтересованного лица - жилищной комиссии администрации города Коврова, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в её пределах в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе
оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из содержания статей 72, 76 Конституции РФ и ч.1 ст. 5 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены в ст.14 ЖК РФ.
На основании ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
То есть в силу указанной нормы для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ относит граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих форм хронических заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися проявлениями.
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден Законом Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", согласно которому малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом или законом Владимирской области категории граждан, признанные по установленным в ч.1 ст. 51 ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.23 данного Порядка отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные п.9 настоящего Порядка все необходимые для принятия на учет документы.
В п.9 названного Порядка указан перечень документов, которые представляются с заявлением о принятии на учет гражданина в качестве
нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К таким документам относится, в том числе: решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с **** Поротиков Н.А. зарегистрирован и проживает в квартире ****, принадлежащей на праве собственности его матери ФИО1
Поротиков Н.А. является инвалидом **** группы, инвалидом детства.
Согласно справке МБУЗ "Ковровская ГБ ****" Поротиков Н.А. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****, наблюдается по поводу хронического заболевания ( ****).
**** Поротиков Н.А. обратился в администрацию г.Коврова с заявлением о признании его составом семьи **** человек малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории лиц, страдающих заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным указанным выше постановлением Правительства РФ.
Решением жилищной комиссии от **** Поротикову Н.А. отказано в признании малоимущим на основании п.3 Порядка определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****, в связи с тем, что размер его среднемесячного совокупного дохода, уменьшенный на величину установленного среднемесячного минимального размера дохода, больше рассчитанного порогового значения дохода.
**** в адрес Поротикова Н.А. направлено соответствующее уведомление о принятом жилищной комиссией решении.
Отказывая в удовлетворении требований Поротикова Н.А., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемой ситуации отсутствует необходимая совокупность обстоятельств, наличие которых является обязательным для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он сделан на основании верно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом положений ст.ст. 55, 56, 249 ГПК РФ, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к правоотношениям сторон.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 15.02.2005 N 17-О, от 05.03.2009 N 376-О-П, 01.12.2009 N1548-О-О, 15.07.2010 N 955-О-О, 17.12.2009 N 1563-О-О, от 12.04.2011 N 551-О-О и др., реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. Законодательное регулирование, установленное, в том числе, нормами ч.2 и ч.3 ст.49 ЖК РФ согласуется со ст.40 (ч.3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Часть 3 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ является по своему характеру отсылочной нормой и применяется в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами Жилищного законодательства.
То есть обеспечение инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, производится при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Федеральный закон N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит ссылки на обеспечение инвалидов жилым помещением вне зависимости от их имущественного положения. Также в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, не имеется специального федерального закона, указа Президента РФ или закона субъекта Владимирской области, позволяющего им быть признанными нуждающимися в жилых помещениях без признания малоимущими.
Поскольку Жилищный кодекс РФ, действующий на момент обращения Поротикова Н.А. в орган местного самоуправления с заявлением о признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то право заявителя на обеспечение жилой площадью на условиях договора социального найма подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания его малоимущим и нуждающимся.
Законом Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" утвержден Перечень видов доходов и Порядок определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно этому Перечню при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.
Согласно п.2 Перечня в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством в виде денежных выплат и натуральной помощи.
В силу пунктов 6, 8 указанного выше Порядка ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждаются постановлением главы (главы администрации) муниципального образования.
В соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гражданам, являющимся инвалидами, установлена ежемесячная денежная выплата.
В силу п.7 ст.28.1 данного Федерального закона часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Пунктом 7 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Виды государственной помощи, оказываемой данной категории граждан, предусмотрены статьей 12 Закона, согласно которой оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что при расчете дохода Поротикова Н.А. органом местного самоуправления правомерно учтена полученная им ежемесячная денежная выплата инвалида.
Согласно ст.4 Закона Владимирской области от 08.06.2005 N77-ОЗ граждане признаются малоимущими, если размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и одиноко проживающего гражданина, и стоимость имущества не позволяют им приобрести жилое помещение не ниже нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.
Судом установлено, что при оценке малоимущности Поротикова Н.А. учитывался его доход за **** месяцев в размере ****., включающий в себя пенсию - **** и ежемесячную денежную выплату в размере **** Размер среднемесячного совокупного дохода заявителя, приходящегося на каждого члена семьи, уменьшенный на величину среднемесячного минимального размера дохода в расчете на каждого члена семьи, составил **** руб., пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи - ****., то есть превышение на ****.
При этом суд обоснованно отметил, что даже в случае исключения суммы ежемесячной денежной выплаты, полученной Поротиковым Н.А. за **** месяцев, из суммы общего дохода, размер его ежемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, уменьшенный на величину среднемесячного минимального размера дохода в расчете на каждого члена семьи ( ****), также превышает пороговое значение дохода ( ****), приходящегося на каждого члена семьи, - на **** руб. ( ****), что является основанием для отказа в признании заявителя малоимущим.
Таким образом, отказывая в признании малоимущим и принятии заявителя на учет, орган местного самоуправления действовал в рамках своей компетенции, без нарушения Порядка, установленного Законом Владимирской области N 49-ОЗ. Обжалуемое заявителем решение администрации г. Коврова и жилищной комиссии какому-либо закону не противоречит, при принятии решения жилищной комиссией существенных нарушений не допущено.
Поскольку Поротиков Н.А. малоимущим не признан, то в силу п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ у жилищной комиссии имелись основания для отказа в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, так как отсутствует решение органа местного самоуправления о признании его малоимущим.
Также судебная коллегия учитывает, что Поротиков Н.А. зарегистрирован и проживает в **** квартире общей площадью **** кв.м., с изолированными жилыми комнатами, собственником которой является его мать ФИО1 В указанном жилом помещении на момент принятия оспариваемого решения было зарегистрировано три человека (заявитель, его мать и брат заявителя Поротиков А.А.), обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляла более **** кв.м и, учитывая, что в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ Поротиков Н.А. и его брат являются членами семьи собственника жилого помещения, то не усматривается основания, предусмотренного п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а именно - совместного проживания гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, в квартире, занятой несколькими семьями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности принять Поротикова Н.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется и отсутствуют основания для признания незаконным отказа администрации г.Коврова в признании заявителя малоимущим и принятии на учет нуждающихся в жилом помещении от ****.
Кроме того, требование об обязании органа местного самоуправления
принять на учет заявителя является производным от первого требования и в силу ч.1 ст.258 ГПК РФ может быть удовлетворено только в случае признания незаконным соответствующего решения администрации г. Коврова.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, влекущих отмену по существу правильного решения, а сводится к переоценке выводов суда и основана на ошибочном толковании норм материального права. При этом доводы представителя заявителя о незначительности превышения порогового значения дохода одиноко проживающего гражданина и незаконности в связи с этим принятого решения, не являются основанием для признания Поротикова Н.А. малоимущим, поскольку такого основания Законом Владимирской области N77-ОЗ не предусмотрено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования судом первой инстанции, и им в решении дана верная оценка; оснований для иной оценки обстоятельств судебной коллегией не установлено. Судом первой инстанции правильно истолкованы и применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.
В связи с этим судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Поротикова Н.А. - Алехина О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.