Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 08 октября 2013 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Меленковского района Владимирской области на решение Меленковского районного суда Владимирской области от 02 августа 2013 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Меленковского района об обеспечении Русаковой Е.С. за счет средств бюджета Владимирской области благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенным на территории муниципального образования Меленковский район.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., представителя истца прокурора Ярцева Ю.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Меленковского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Русаковой Е.С. к администрации Меленковского района о предоставлении истцу по договору найма специализированного жилого помещения - благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенного на территории муниципального образования Меленковский район.
В обоснование требований указал, что Русакова Е.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец Русаков С.А. решением суда от **** лишен родительских прав, **** ФИО1. умерла ****. На основании постановления главы администрации муниципального образования Меленковский район от **** **** Русакова Е.С. принята на учет для обеспечения жильем на условиях социального найма по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени истец жилым помещением не
обеспечена, какого-либо жилого помещения в собственности не имеет.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Меленковского района Окунев А.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Истец Русакова Е.С. поддержала доводы иска, пояснив, что до настоящего времени жильем не обеспечена, зарегистрирована в забронированном за ней жилом помещении, которое непригодно для проживания, в собственности жилого помещения не имеет.
Представитель ответчика администрации Меленковского района по доверенности Трифонова Н.В. иск не признала. Не оспаривая право Русаковой Е.С. на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, пояснила, что законодательством не предусмотрено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот. Истец состоит в списке на получение жилого помещения по Меленковскому району под **** и внеочередное предоставление ей жилья повлечет за собой нарушение прав других лиц данной категории, состоящих впереди неё.
Представитель третьего лица - администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором выразил несогласие с заявленными требованиями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурором Меленковского района Владимирской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного в связи с неправильным применением норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие неявившихся: истца - Русаковой Е.С., к надлежащему извещению которой о времени и месте рассмотрения дела судом принимались меры; представителей ответчика - администрации Меленковского района и третьего лица - администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционного представления в его пределах в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, с учетом следующего.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п.3 настоящей статьи орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п.7 данной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п./п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 N 201-ОЗ (в редакции от 08.04.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе в части: формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях; принятия решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключению указанного договора с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции, Русакова Е.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отец ФИО2. решением Меленковского районного суда от **** лишен родительских прав, мать - ФИО1 умерла ****).
Постановлением Главы местного самоуправления г.Меленки от **** **** за Русаковой Е.С. и ФИО3, ФИО4 ФИО5 забронировано жилое помещение - комната **** в общежитии по ****, которое для проживания непригодно.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии администрации Меленковского района от ****, утвержденным постановлением главы Меленковского района от **** **** Русакова Е.С. принята на учет для предоставления жилого помещения на условиях социального найма, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Русакова Е.С. зарегистрирована в забронированном за ней жилом помещении по адресу: ****; право собственности на какие-либо объекты недвижимого имущества у истца отсутствуют.
Установлено, что Русакова Е.С. включена в областной сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию Меленковский район, где по состоянию на ****, она указана под номером ****
Учитывая изложенное, проанализировав положения законодательства и установленные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в настоящее время право истца на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено, Русакова Е.С. имеет право на обеспечение жилым помещением согласно последовательности, установленной областным сводным Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного форда, сформированному в установленном в соответствии с законодательством субъекта хронологическом порядке - по дате рождения лиц указанной категории, и права на внеочередное либо немедленное предоставление жилого помещения не имеет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и
одновременно учитывает следующее.
Нормами Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ не предусмотрены порядок и сроки предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений по договору специализированного найма.
В силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N226-ОЗ (в редакции от 12.12.2012) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц устанавливается Губернатором Владимирской области.
Согласно п.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****, жилые помещения предоставляются включенным в областной сводный Список лицам указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Также постановлением Губернатора Владимирской области от **** **** утвержден Порядок ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
На основании п.3 данного Порядка ведения Сводного списка в него включаются лица, сведения о которых указаны на **** в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, которые на **** не реализовали свое право на жилое помещение.
В силу п.4 этого Порядка органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот (лиц) жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления), формируют сведения по муниципальному образованию детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании (далее - Список по муниципальному образованию).
Согласно п.7 и п.8 указанного Порядка ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, орган местного самоуправления представляет в департамент на бумажном и электронном носителях заверенный Список по муниципальному образованию.
Департамент формирует Сводный список детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сводный список формируется в хронологическом порядке по дате рождения ребенка-сироты (лица), подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В случае совпадения даты рождения Сводный список формируется в алфавитном порядке.
Таким образом, в действующем в настоящее время федеральном законодательстве и законодательстве субъекта отсутствует указание на первоочередное, внеочередное либо немедленное предоставление данной категории лиц жилых помещений. Фактически названный Список является механизмом реализации права на получение жилого помещения в порядке, установленном субъектом РФ.
Жилищный кодекс РФ также не предусматривает первоочередное, внеочередное либо немедленное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Кроме того, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ указывает лишь на момент возникновения права у данной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями по договору специализированного найма и основания их предоставления.
Редакция ст.8 указанного Федерального закона, действовавшая до ****
****, предусматривала внеочередное обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после возникновения соответствующего права.
При этом порядок предоставления жилого помещения регулировался не только законодательством субъекта Российской Федерации, а и нормами пункта 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривавшего внеочередное обеспечение указанной категории лиц жилым помещением по договору социального найма.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013 г., пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ был признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона N159-ФЗ изложена в новой редакции без ссылки на внеочередное предоставление жилого помещения. Одновременно Федеральным законом N 15-ФЗ положения статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции указанного выше Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ) распространены на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 57 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности либо вне очереди при наличии условий, предусмотренных ч.2 данной статьи. Иного порядка обеспечения жилыми помещения Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
Кроме того, Правительством РФ **** принято Распоряжение ****, которым утвержден прилагаемый комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период **** годов, и органам исполнительной власти субъектов РФ указано реализовать данный комплекс мер. Данным распоряжением Минобрнауки России, Минфину России, Минрегиону России к **** предложено доработать методические рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений данной категории лиц; данным исполнителям, а также органам исполнительной власти субъектов РФ указано ежегодно до 1 марта анализировать отчеты, представленные высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, об исполнении мероприятий по предоставлению жилых помещений на указанный период времени; федеральному органу исполнительной власти - главному распорядителю средств федерального бюджета - ежегодно в установленном порядке распределять субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилья данной категории лиц.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.09.2013 г. N 1320-О, законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что Федеральный законодатель в Федеральном законе от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, расширил основания предоставления жилья.
Таким образом, из системного толкования приведенного выше законодательства можно сделать вывод о том, что в настоящее время обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Поскольку такой порядок установлен законодательством Владимирской области, областной сводный Список, в который включена Русакова Е.С.,
составлен в соответствии с действующими Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и Порядком ведения Сводного списка, нормы которых не признаны несоответствующими действующему федеральному законодательству, истец находится в Списке под номером **** (по дате рождения) и **** (по дате возникновения права), будет обеспечиваться жилым помещением по договору специализированного найма в соответствии с данным Списком, то оснований полагать жилищные права истца нарушенными не имеется.
Доказательств того, что Русаковой Е.С. отказано в предоставлении жилого помещения в соответствии с указанным Списком, не представлено.
Прокурор Меленковского района, обращаясь в суд в интересах Русаковой Е.С., также не представил доказательств бездействия ответчика по предоставлению истцу жилого помещения и доказательств нарушения ответчиком норм действующего законодательства.
Кроме того, удовлетворение требований прокурора в интересах Русаковой Е.С. приведет к первоочередному обеспечению ее жилым помещением, что нарушит права лиц этой же категории, находящихся в Списке перед истцом, у которых также возникло право на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Оснований для иной оценки обстоятельств судебная коллегия не усматривает. Доводы представителя истца о незамедлительном обеспечении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Меленковского районного суда Владимирской области от 02 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Меленковского района Владимирской области в интересах Русаковой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.