Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Кравцовой Е.В.,
при секретаре Т
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе главы администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области Ерофеева В.Я.
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 01 августа 2013 года, которым
В удовлетворении иска иске администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области к УФССП России по Волгоградской области, Камышинскому РО СП УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Нагорному И.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере " ... " рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском к УФССП России по Волгоградской области, Камышинскому РО СП УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Нагорному И.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указала, решением Камышинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N " ... " на администрацию Камышинского муниципального района возложена обязанность обеспечить Л жилым помещением по установленным нормам, заключив договор социального найма. Ввиду неисполнения указанного решения судебным приставом-исполнителем Камышинского районного отдела УФССП России по Волгоградской области Нагорным И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Камышинского муниципального района исполнительского сбора в размере " ... " рублей. Полагает, что неисполнение администрацией Камышинского муниципального района исполнительного документа в установленный законом срок связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне ее контроля, а именно - с непредставлением бюджету Камышинского муниципального района из бюджета Волгоградской области необходимых субвенций.
Просила освободить от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, глава администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Полагает, что вина администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области в неисполнении исполнительного документа отсутствует, в связи с чем, она должна быть освобождена от уплаты исполнительского сбора.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представлено, просьб об отложении слушания дела не заявлено, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 2 указанной статьи Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 этого же Закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом первой инстанции установлено, что 23.08.2012 года Камышинским городским судом Волгоградской области было вынесено решение, которым постановлено обязать администрацию Камышинского муниципального района обеспечить Л вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающим санитарным и техническим требованиям, заключив с ним договор социального найма.
Из исполнительного производства, возбужденного на основании указанного решения суда от 23.08.2012 года, следует, что:
ДД.ММ.ГГГГ на исполнение судебному приставу-исполнителю поступил исполнительный лист о возложении на администрацию Камышинского муниципального района обязанности обеспечить Л вне очереди жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ года в отношении администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области возбуждено исполнительное производство и предоставлен срок 5 дней для добровольного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Нагорный И.Ю. вынес постановление о взыскании с администрации Камышинского муниципального района исполнительского сбора в размере " ... " рублей как с юридического лица в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.
ДД.ММ.ГГГГ постановление судебного пристава-исполнителя Нагорного И.Ю. о взыскании с администрации Камышинского муниципального района исполнительского сбора в размере " ... " рублей отменено в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении должника о возбуждении исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Нагорным И.Ю. вынесено постановление о взыскании с администрации Камышинского муниципального района исполнительского сбора в размере " ... " рублей как с юридического лица в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.
В силу положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 81 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Правоприменитель (в данном случае судебный пристав-исполнитель) обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Материалы дела не содержат указанных выше оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что судебный пристав-исполнитель предупредил должника, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере " ... " рублей.
Для освобождения от ответственности должник должен доказать наличие как самой непреодолимой силы, так и причинной связи между нарушением обязательства и непреодолимой силой.
Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данное положение Закона предусматривается также положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении указанным категориям лиц вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Администрация Камышинского муниципального района Волгоградской области за все время нарушения обязательства, в том числе и на дату вынесения оспариваемого постановления доказательств невозможности обеспечения Л вне очереди квартирой не представила, не сообщила судебному приставу-исполнителю о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне ее контроля, которые делали бы невозможным исполнение исполнительного документа.
Указанные заявителем обстоятельства, в частности: отсутствие денежных средств, ведение переписки с Правительством Волгоградской области и соответствующими министерствами о выделении субвенций на приобретение квартир, что Камышинский район является дотационным и что приобретение жилья детям-сиротам является государственным полномочием, не являются такими обстоятельствами.
Из информации, представленной Министерством образования и науки Волгоградской области, в соответствии с Законом Волгоградской области от 15.12.2011 года N 2266-ОД "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" на 2012 год Камышинскому муниципальному району размер субвенций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден в сумме " ... " рублей. На выделенные средства было приобретено семь жилых помещений. Из федерального бюджета Камышинскому муниципальному району было запланировано " ... " рублей. Данные денежные средства не были израсходованы по причине заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений 10-11 января 2013 года, в связи с чем были возвращены в Министерство финансов Российской Федерации и возвращены в областной бюджет 12 апреля 2013 года.
Согласно сведениям, предоставленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в целях реализации Порядка расходования и учета субвенций из областного бюджета на исполнение органами местного самоуправления Волгоградской области судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года N 110-п, между министерством и администрацией Камышинского муниципального района заключено соглашение N 56, в соответствии с которым предоставлена субвенция из областного бюджета бюджету Камышинского муниципального района Волгоградской области на исполнение судебных решений по обеспечению детей- сирот жилыми помещениями в сумме " ... " рублей на исполнение судебных решений. Кроме того, в целях финансового обеспечения исполнения Камышинским муниципальным районом судебных решений министерством ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение N " ... " с администрацией Камышинского муниципального района о предоставлении неиспользованных в 2012 году остатков субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, возвращенных из федерального бюджета в областной бюджет, бюджету Камышинского муниципального района Волгоградской области на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в размере " ... " рублей.
Между тем, из указанных средств жилая площадь Л администрацией Камышинского муниципального района не приобретена.
Отказывая в удовлетворении требований администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не предприняты меры, с учетом указанных положений закона, для своевременного исполнения решения суда, не предоставлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда от 23.08.2012 года за счет жилых помещений, находящихся в маневренном фонде. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии непреодолимой силы, судом не установлено.
Разрешая заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 01 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.