судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Тертышной В.В.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области - Бецковой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в защиту прав и интересов несовершеннолетней А и Титовой Натальи Юрьевны к Краснооктябрьскому территориальному Управлению департамента по образованию администрации г. Волгограда, администрации г. Волгограда о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в защиту прав и интересов несовершеннолетней А, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Титовой Натальи Юрьевны к Краснооктябрьскому территориальному Управлению департамента по образованию администрации Волгограда, администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда предоставить несовершеннолетней А, ДД.ММ.ГГГГ рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном в Краснооктябрьском районе города Волгограда, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в защиту прав и интересов несовершеннолетней А, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Титовой Натальи Юрьевны к Краснооктябрьскому территориальному Управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав прокурора Бецкову И.Б., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту прав и интересов несовершеннолетней А и Титовой Н.Ю. к Краснооктябрьскому территориальному Управлению департамента по образованию администрации Волгограда, администрации Волгограда о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения Краснооктябрьским территориальным управлением департамента по образованию администрации Волгограда, администрацией города Волгограда требований законодательства о предоставлении несовершеннолетним жителям Краснооктябрьского района города Волгограда дошкольного образования, установлено, что 09 марта 2011 года А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, поставлена на очередь на получение места в дошкольном учреждении МОУ детский сад N " ... ".
Однако до настоящего времени место в дошкольном учреждении А. не предоставлено по причине отсутствия свободных мест в детских садах.
Просил суд обязать Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда, администрацию Волгограда предоставить малолетней А, ДД.ММ.ГГГГ рождения место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании", к образовательным учреждениям относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.3-п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562 и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На территории Волгограда действует Устав города-героя Волгограда, принятый Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, согласно которому администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 16 февраля 2011 года N 42/1311 в структуру администрации Волгограда входит Департамент по образованию администрации Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, является юридическим лицом.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Титова Н.Ю. является матерью А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Истец с ребенком проживают по адресу: "адрес"
09 марта 2011 года несовершеннолетняя А. записана в Книге учета будущих воспитанников МДОУ детский сад N " ... " Краснооктябрьского района г. Волгограда.
До настоящего времени А. место в группе полного дня детского дошкольного учреждения не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учетных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, и имеющими высшую юридическую силу по отношению к Положению о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда, утвержденному приказом департамента по образованию администрации Волгограда N 155 от 16 марта 2012 года, на которое ссылается ответчик, суд принял правильное решение о возложении на администрацию Волгограда обязанности предоставить А. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения г. Волгограда предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.