Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гантимурова И.А.
судей Олейниковой В.В., Яковлева Д.М.
при секретаре Сиренко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах Шорникова А. А. к Негосударственному Пенсионному Фонду "РГС" (НПФ "РГС") о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки и возложении обязанности;
по апелляционной жалобе ответчика НПФ "РГС" в лице представителя Смирновой Ю. Ф.
на решение Дзержинского районного суда Волгограда от 28 мая 2013 года, которым иск Камышинского городского прокурора Волгоградской области удовлетворен.
Договор об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", заключенный между Шорниковым А.А. и негосударственным пенсионным фондом "РГС" признан недействительным. Применены последствия недействительности ничтожной сделки, на негосударственный пенсионный фонд "РГС" возложена обязанность в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу передать средства пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии Шорникова А.А. в Пенсионный Фонд РФ. С негосударственного пенсионного фонда "РГС" взыскана госпошлина в доход бюджета города - героя Волгограда в размере " ... ".
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав представителей отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - Рыбину Г.И., Гришину А.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Камышинский городской прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Шорникова А.А. к Негосударственному Пенсионному Фонду "РГС" о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным применении последствий недействительности ничтожной сделки и возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что в результате проверки, проведенной на основании обращения Шорникова А.А., установлено, что по сообщению Пенсионного Фонда РФ поступившего в адрес Шорникова А.А. пенсионные накопления последнего переведены из Пенсионного Фонда РФ в Негосударственный Пенсионный Фонд "РГС" на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и договора заключенного Шорниковым А.А. с НПФ "РГС" ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая перевод пенсионных накоплений Шорникова А.А. из государственного в негосударственный пенсионный фонд незаконным, поскольку последний какое-либо заявление не подавал, договор с НПФ "РГС" не заключал, с учетом уточнений просил признать договор об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", заключенный между Шорниковым А.А. и негосударственным пенсионным фондом "РГС" недействительным, применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязать негосударственный пенсионный фонд "РГС" в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу передать средства пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии Шорникова А.А. в Пенсионный Фонд РФ.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик НПФ "РГС" в лице представителя Смирновой Ю.Ф. оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указал, что судом при разрешении спора допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованное лицо (физическое лицо) вправе в порядке, установленном Федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.
Согласно части 5 статьи 36.4 Федерального закона от 10 января 2003 года N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" при заключении договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного фонда в другой, должен соблюдаться следующий порядок:
договор об обязательном пенсионном страховании заключается в простой письменной форме;
уведомление о заключении договора об обязательном пенсионном страховании направляется застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации для внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц не ранее 1 июля и не позднее 1 октября текущего года;
в случае, если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства Российской Федерации, изменения в единый реестр застрахованных лиц не вносятся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Шорников А.А. обратился в Камышинскую городскую прокуратуру Волгоградской области с заявлением о проведении проверки соблюдения пенсионного законодательства, поскольку ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании заключенного между ним и НПФ "РГС" договора об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " его пенсионные накопления переведены в НПФ "РГС", в связи с чем инвестирование и учет средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд НПФ "РГС". Однако договор с НПФ "РГС" он не заключал, согласие на перевод пенсионных накоплений в НПФ "РГС" не давал, в ООО "Росгосстрах" он обращался только ДД.ММ.ГГГГ с целью страхования транспортного средства.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что заявление от имени Шорникова А.А. о передаче средств пенсионных накоплений в НПФ "РГС" в Волгоградской области по электронным каналам связи на основании соглашения о взаимном удостоверении подписей от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Опрошенный в ходе проверки Шорников А.А. пояснил, что никогда не направлял в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации и не подписывал заявления о передаче средств пенсионных накоплений в НПФ "РГС", договор об обязательном пенсионным страховании от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " с НПФ "РГС" не заключал и не подписывал, осуществление перевода пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд не желал.
Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются письменными доказательствами по делу.
Разрешая спорные правоотношения, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2003 года N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Камышинский городской прокурор, действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, обратился в защиту права Шорникова А.А. на социальное обеспечение, и представил достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что Шорников А.А. не выражал свою волю на переход его пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в Негосударственный пенсионный фонд "РГС", договор об обязательном пенсионном страховании не подписывал и заявление о переводе средств его пенсионных накоплений не подавал.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности договора об обязательном пенсионном страховании N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ненадлежащими сторонами, и применил последствия недействительной сделки, возвратив средств пенсионных накоплений в пенсионный фонд РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о недоказанности отсутствия воли к заключению оспариваемого договора, невозможности применения последствий ничтожной сделки, отсутствии факта нарушения законных прав и интересов истца, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся к неправильному толкованию закона, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Волгограда от 28 мая 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ответчика НПФ "РГС" в лице представителя Смирновой Ю. Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: " ... "
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.