судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урядова Дениса Владимировича к администрации Тракторозаводского района города Волгограда о признании отказа в согласовании выполненной перепланировки жилого помещения незаконным, возложении обязанности согласовать перепланировку
по апелляционной жалобе администрации Тракторозаводского района Волгограда
на заочное решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Исковое заявление Урядова Дениса Владимировича к администрации Тракторозаводского района города Волгограда о признании отказа в согласовании выполненной перепланировки жилого помещения незаконным, возложении обязанности согласовать перепланировку - удовлетворить.
Признать решение администрации Тракторозаводского района города Волгограда от 27 февраля 2013 года N " ... " об отказе в сохранении жилого помещения - "адрес" в перепланированном состоянии - незаконным.
Возложить обязанность на администрацию Тракторозаводского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведенной в квартире "адрес", с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Решение суда является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Урядов Д.В. обратился в суд с иском к администрации Тракторозаводского района Волгограда о признании отказа в согласовании выполненной перепланировки жилого помещения незаконным, возложении обязанности согласовать перепланировку.
В обоснование требований указал, что является собственником квартиры "адрес"
В целях благоустройства в квартире была произведена перепланировка. Согласно техническому заключению ООО " Эспас Проект", произведенная перепланировка не повлияла на несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций жилого здания и его безопасную эксплуатацию, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенной перепланировки, установленные градостроительным регламентом, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
15 февраля 2013 года он обратилась в администрацию Тракторозаводского района Волгограда с заявлением о сохранении квартиры в перепланированном состоянии, однако ему было отказано.
Просил суд признать решение администрации Тракторозаводского района города Волгограда N " ... " от 27 февраля 2013 года об отказе в сохранении жилого помещения - "адрес" в перепланированном состоянии незаконным, возложить обязанность согласовать перепланировку квартиры.
Суд постановил указанное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе администрация Тракторозаводского района Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу положений ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п. 1).
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (п. 2).
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (п. 3).
В силу ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Урядов Д.В. является собственником квартиры "адрес".
Истцом в целях благоустройства в квартире была произведена перепланировка и переустройство, а именно выполнены работы: между жилой комнатой, кладовыми, коридором и кухней разобраны существующие ненесущие деревянные и гипсолитовые перегородки, дверные блоки демонтированы, возведены новые перегородки из ГКЛ по металлическому каркасу, образованы новые помещения: гостиной, площадью 18,2 кв.м. и кухни-ниши, площадью 10,1 кв.м., площадь коридора уменьшилась до 4,2 кв.м.; между коридором и кухней-нишей в новой перегородке оформлен арочный проем, размером 800х2100 мм; вход в гостиную осуществляется со стороны кухни-ниши; существующие стояки воды и канализации в кухне-нише и ванной комнате зашиты в короба из ГКЛВ по металлическому каркасу.
Согласно техническому заключению ООО " Эспас Проект", проведенная перепланировка помещения не повлияли на несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций жилого здания и его безопасную эксплуатацию. Выполненные изменения рассматриваемой части объекта капитального строительства не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенной перепланировки, установленные градостроительным регламентом. Проведенные перепланировка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Урядов Д.В. 15 февраля 2013 года обратился в администрацию Тракторозаводского района Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
Решением администрации Тракторозаводского района Волгограда от 27 февраля 2013 года N N " ... " в сохранении перепланировки было отказано, в виду отсутствия решения о согласовании перепланировки квартиры.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом в орган местного самоуправления были представлены указанные в ч. 2 ст.26 ЖК РФ документы, указанное администрацией Тракторозаводского района Волгограда основание для отказа в согласовании перепланировки ст. 27 ЖК РФ не предусмотрено, суд первой инстанции обоснованно признал решение администрации Тракторозаводского района Волгограда от 27 февраля 2013 года N " ... " об отказе в сохранении перепланировки незаконным, учитывая, что истцом предоставлены доказательства того, что произведенная перепланировка соответствуют требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, а потому в целях восстановления нарушенного права возложил на администрацию района обязанность рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки произведенной в квартире "адрес"
Вместе с тем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части указания в резолютивной части о том, что настоящее решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, поскольку решением суда администрация Тракторозаводского района Волгограда обязана только рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки в указанной выше квартире.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Тракторозаводского района Волгограда не наделена полномочиями по согласованию перепланировки, а отказывая в ее согласовании действовала в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами являются несостоятельными, поскольку как уже было указано выше, согласно части 2 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение администрации Тракторозаводского района Волгограда от 27 февраля 2013 года об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований отказа, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ЖК РФ не содержит.
Указание в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что Постановление администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 (редакции от 15.04.2011) "Об утверждении Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда", не содержит полномочий администраций районов по согласованию самовольной перепланировки, не может являться основанием для отмены решения, поскольку указанное постановление утратило силу в связи с принятием постановления администрации Волгограда от 15.03.2013 N 566.
Кроме того, Постановлением администрации Волгограда N 2700 от 12 сентября 2012 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" разработанный в целях повышения качества, доступности предоставления указанной муниципальной услуги, в соответствии п. 2.2 которого, территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" являются администрации районов Волгограда.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2013 года изменить, исключив из резолютивной части указание о том, что настоящее решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
В остальной части зочное решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тракторозаводского района Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.