Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Мун Г.И.,
Судей Гулян Р.Ф., Жабиной Н.А.,
При секретаре Давыдове Д.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Волгограда в лице представителя Чуприковой Г. А.
на решение Центрального районного суда Волгограда от 28 июня 2013 года, которым постановлено:
Требования прокурора Краснооктябрьского района Волгограда к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, выразившееся в непринятии своевременных мер по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей "адрес", в том числе предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Возложить на администрацию Волгограда обязанность принять меры по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей "адрес" до начала отопительного сезона 2013-2014 годов, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
ПрокурорКраснооктябрьского района Волгограда обратился в суд с иском к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части соблюдения прав граждан на бесперебойное снабжение коммунальными ресурсами на территории района, которой установлено, что отопление и горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, а также объектов социальной инфраструктуры, расположенных в "адрес", осуществляется паровыми котельными, принадлежащими ЗАО " " ... "".
Определением " ... " года в отношении ЗАО " " ... "" введена процедура наблюдения.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО " " ... "" направлено соответствующее уведомление в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда, ДД.ММ.ГГГГ уведомление направлено в администрацию Волгограда.
Решением " ... " суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу N " ... "" признано несостоятельным (банкротом), в отношении организации введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Паровые котельные требуют капитального ремонта на протяжении длительного времени. ЗАО " " ... "" неоднократно обращалось к администрации Волгограда о софинансировании проведения ремонтных работ парового котла, так как завод является банкротом и отсутствует возможность выделения денежных средств, при процедуре конкурсного производства на ремонт котла.
Между тем, со стороны администрации Волгограда мер к обеспечению населения "адрес" теплоснабжением не принимается.
С учетом уточненных требований прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда просил признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, выразившегося в непринятии своевременных мер по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей "адрес", в том числе предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; возложить на администрацию Волгограда обязанность принять меры по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей "адрес" до начала отопительного сезона 2013-2014 годов, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда в лице представителя Чуприковой Г. А. просит решение Центрального районного суда "адрес" отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции соответствии с ч. 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав представителей ответчика администрации Волгограда Спиридонову О.Ю., Косинцеву Т.Н., поддержавших доводы жалобы, прокурора отдела прокуратуры "адрес" Дружинину И.А., представителя третьего лица ООО " " ... " согласившихся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данное решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным, отказ коммерческой организации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить соответствующие работы не допускается.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения наделены полномочиями по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, отопление и горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, а также объектов социальной инфраструктуры, расположенных в "адрес", осуществляется паровыми котельными, принадлежащими ЗАО " " ... "
Определением " ... " суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО " " ... "" введена процедура наблюдения. С целью вывода предприятия из кризиса принято решение об остановке эксплуатации паровой котельной, с использованием которой осуществляется отопление и горячее водоснабжение жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, расположенных в "адрес".
Администрация Волгограда не является ни энергоснабжающей организацией, ни абонентом в отношении обеспечения жителей "адрес", МОУ СОШ N " ... ", МДОУ N " ... " и иных объектов инфраструктуры теплоснабжением, а следовательно не может являться стороной таких договоров. Кроме того, в связи с отсутствием других источников тепловой энергии, расположенных в сравнительной близости к заводской котельной, обеспечение потребностей в тепловой энергии вышеуказанных объектов путем заключения с юридическими лицами и предпринимателями договоров энергоснабжения населения технически невозможно.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников теплвоой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных оьбъектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно, В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Таким образом, прекращение теплоснабжения и водоснабжения горячей водой должно осуществляться в соответствии с Порядком вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей. При этом заявление требований к собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии. Тепловых сетей выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, осуществить их выкуп, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Решением " ... " суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу N " ... " в отношении ЗАО " " ... "" введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Определением " ... " суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении закрытого акционерного общества " " ... "" продлено сроком на шесть месяцев с ДД.ММ.ГГГГ.
Конкурсное производство является процедурной, направленной на своевременное и полное удовлетворение требований кредиторов. Согласно ст. 131 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, таким образом спорная паровая котельная может быть включена в конкурсную массу ЗАО ВМЗ " " ... "" и реализована с торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).
Согласно п.4 ст. 132 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Согласно ч.5 ст. 132 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "ВМЗ " " ... "" направило уведомление в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда о прекращении эксплуатации котельной, ДД.ММ.ГГГГ уведомление направлено в администрацию Волгограда.
В соответствии с п.18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе их эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " администрация Волгограда направила ЗАО ВМЗ " ... "" требование о приостановке вывода из эксплуатации паровой котельной на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, органом местного самоуправления, приостановлен вывод источника тепловой энергии из эксплуатации, для решения вопроса об обеспечении населения тепловой энергией из альтернативных источников.
Судебной коллегией установлено и подтверждено материалами дела, что ЗАО ВМЗ " " ... "" является собственником котельной, являющейся источником теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей "адрес".
Решение о выкупе котельной органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, ЗАО ВМЗ " " ... "", на основании требований частей 1, 5 статьи 21 ФЗ "О теплоснабжении" обязано обеспечить теплоснабжение потребителей до появления альтернативного источника теплоснабжения или вывода котельной из эксплуатации в установленном порядке.
Возложение судом первой инстанции на администрацию муниципального образования обязанности по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения противоречит нормам права, регулирующим данные правоотношения.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что является основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения на администрацию Волгограда противоречит нормам права, регулирующим данные правоотношения, подлежит отмене, с отказом в удовлетворении соответствующих требований.
Руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суд г. Волгограда от 28 июня 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокурора Краснооктябрьского района Волгограда к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения - оставить без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.