Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
Председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального казённого учреждения исправительной колонии N25 УФСИН России по Волгоградской области об установлении административного надзора в отношении М.Н.
по апелляционной жалобе М.Н.
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 06 июня 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Федерального казённого учреждения исправительной колонии N25 УФСИН России по Волгоградской области об установлении административного надзора в отношении М.Н. удовлетворить.
Установить М.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу ст. Алексеевская Волгоградской области, освобождающемуся 12 июля 2013 года от отбывания наказания в виде лишения свободы, по отбытию срока наказания, административный надзор сроком на шесть лет, установив административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- не выезжать с места жительства без уведомления контролирующего органа;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осуждённого М.Н.
В обоснование требований указано, что осуждённый М.Н ... отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области с 09 июля 2010 года по приговору Алексеевского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2010 года, которым осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 4 месяцам лишения свободы. В соответствии со ст. ст. 79,70 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, назначенного по приговору Алексеевского районного суда Волгоградской области от 16 марта 2006 года и назначено окончательное наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
При назначении наказания М.Н ... признано отягчающее обстоятельство - опасный рецидив преступления, что является основанием для установления административного надзора по отбытию срока наказания.
Просила суд установить в отношении М.Н ... административный надзор после освобождения на срок 6 лет с установлением следующих административных ограничений: обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета на выезд с места жительства без уведомления контролирующего органа, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной
жалобе М.Н ... оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения вышеуказанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно части 2 статьи 261.8 ГПК РФ, суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, М.Н ... осужден приговором Алексеевского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2010 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ, в соответствии со ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, назначенного по приговору Алексеевского районного суда Волгоградской области от 16 марта 2006 года, на основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем частичного сложения, окончательно назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Установлено, что в действиях М.Н ... усматривается опасный рецидив преступлений, в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 18 УК РФ.
Таким образом, М.Н. имеет судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Из характеристики осужденного, содержащегося в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Волгоградской области следует, что М.Н ... за время отбывания наказания правила внутреннего распорядка, требования уголовно - исполнительного кодекса соблюдает, поощрений и взысканий не имеет, на профилактическом учете не состоит. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно под контролем администрации, к труду относится безразлично, свой профессиональный уровень не повышает, обучаться в ПТУ не желает. В общественной жизни участия не принимает, поддерживает отношения с осужденными различной направленности поведения. Жизненные планы после освобождения не сформированы.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Принимая решение об удовлетворении требований об установлении административного надзора, суд первой инстанции исходил из того, что М.Н. является лицом, к которому должны быть применены меры административного надзора, поскольку он является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, и в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, обоснованно пришел к выводу о необходимости установления в отношении М.Н ... административного надзора и административных ограничений.
Срок административного надзора 6 лет определен судом правильно в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Установленные судом административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и чрезмерными не являются.
Для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ, в силу положения ст. 5 указанного закона срок административного надзора устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Вместе с тем, отсутствие указания конкретной даты, до которой устанавливается административный надзор, может привести к неправильному исполнению решения суда, так как по смыслу вышеназванных норм права срок административного надзора не может превышать срок погашения судимости.
С учетом окончания отбывания М.Н ... срока наказания 12 июля 2013 года, судебная коллегия полагает возможным установить административный надзор в отношении М.Н ... сроком на шесть лет, то есть до 12 июля 2019 года включительно, срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Доводы апелляционной жалобы М.Н ... о том, что установлением административных ограничений нарушаются его Конституционные права, являются не состоятельным, поскольку установление подобных ограничений устанавливает контроль за поведением М.Н ... после отбытия наказания. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Данное положение подтверждено и Определением Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2064-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Окунева Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями частей 2 и 3 статьи 13 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в котором Конституционный суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Доводы жалобы о том, что М.Н ... осужден до вступления в силу Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в связи, с чем к нему не могут быть применены указанные нормы, поскольку ухудшают его положение, основаны на неверном толковании закона, а потому не могут быть приняты во внимание.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 06 июня 2013 года в части установленного срока административного надзора изменить,
установить М.Н. административный надзор сроком на шесть лет - до 12 июля 2019 года.
В остальной части решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 06 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.