судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брагиной Светланы Сергеевны к Кировскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда, Департаменту по образованию администрации Волгограда, администрации Волгограда, о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 17 июня 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Исковые требования Брагиной Светланы Сергеевны - удовлетворить частично.
Обязать Департамент по образованию администрации Волгограда, администрацию Волгограда и Кировское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: "адрес", место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований Брагиной Светланы Сергеевны к Кировскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда, Департаменту по образованию администрации Волгограда, администрации Волгограда, о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Брагина С.С. обратилась в суд с иском к Кировскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование требований указала, что 21 декабря 2011 года её дочь В.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, была поставлена на учет детей, нуждающихся в получении места в МДОУ детский сад N " ... " Кировского района г. Волгограда.
Однако до на стоящего времени ей не предоставлена возможность реализовать своё право на бесплатное дошкольное образование.
Просила суд обязать Кировское территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда предоставить В.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении, расположенном рядом с местом жительства истца ( "адрес") в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от 07 июня 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Волгограда и Департамент по образованию администрации Волгограда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании", к образовательным учреждениям относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.3-п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562 и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На территории Волгограда действует Устав города-героя Волгограда, принятый Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, согласно которому администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 16 февраля 2011 года N 42/1311 в структуру администрации Волгограда входит Департамент по образованию администрации Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, является юридическим лицом.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Брагина С.С. является матерью В.., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Истец с дочерью проживают по адресу: "адрес"
21 декабря 2011 года несовершеннолетняя В ... значится в Книге учета будущих воспитанников МДОУ детский сад N " ... " Кировского района г. Волгограда.
До настоящего времени ребенку истца место в группе полного дня детского дошкольного учреждения не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учетных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, и имеющими высшую юридическую силу по отношению к Положению о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда, утвержденному приказом департамента по образованию администрации Волгограда N 155 от 16 марта 2012 года, на которое ссылается ответчик, суд принял правильное решение о возложении на администрацию Волгограда обязанности предоставить В ... место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении в Кировском районе г. Волгограда.
Указанные выше нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной части указание о возложении обязанности на Департамент по образованию администрации Волгограда и Кировское территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда предоставить В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении, поскольку организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования, в связи, с чем Департамент по образованию администрации Волгограда и Кировское территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда являются ненадлежащими ответчиками, поскольку вопрос местного значения о предоставлении дошкольного образования, в соответствии с Уставом города-героя Волгограда, относится к компетенции администрации Волгограда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения г. Волгограда предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Волгограда от 17 июня 2013 года изменить,
исключить из резолютивной части указание об обязанности Департамента по образованию администрации Волгограда и Кировского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда предоставить В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, места в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Волгограда от 17 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.