Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Шиповской Т.А., Бабайцевой Е.А.,
при секретаре Чередниченко Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения,
по апелляционной жалобе администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 05 июня 2013 года, которым исковые требования удовлетворены,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителей администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Х., Н., поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Е., представителя ОГБДД МВД России по Волгоградской области К., возражавшую против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района по вопросу исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что в Городищенском городском поселении на протяжении длительного времени имеет место факт бездействия органов местного самоуправления по соблюдению действующего законодательства.
Указанные нарушения представляют опасность для участников дорожного движения, в связи с тем, что выбоины и ямы, загрязнения в виде земли и гравия в асфальтобетонном покрытии создают предпосылки для создания дорожно-транспортного происшествия, повреждения автомобилей.
Подобные бездействия органов местного самоуправления существенно нарушают права граждан, а именно участников дорожного движения, не обеспечивая безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, негативно сказывается на авторитете органа местного самоуправления.
Просил суд обязать администрацию Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: ликвидировать выбоины, ямы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 93 с проезжих частей "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" (от угла до "адрес"), "адрес", "адрес", "адрес" (поворот на "адрес"), "адрес", "адрес" (напротив "адрес", "адрес", "адрес", проезда между "адрес", расположенных на территории Городищенского городского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: ликвидировать загрязнения в виде земли и гравия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 с проезжих частей "адрес", "адрес", расположенных на территорий Городищенского городского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: нанести дорожную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 93 на проезжей части дорожного покрытия: "адрес", "адрес" корпуса, "адрес", "адрес", "адрес", проездом между "адрес"; обязать администрацию Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: на проезжей части "адрес" (возле оврага), возле пруда " ... ", "адрес" (возле пруда) установить дорожное ограждение, в соответствии с требованиями п. 4.4 ГОСТ Р 50597 -93; обязать администрацию Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: на проезжей части "адрес" восстановить 3 искусственных неровности в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании части 1 пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается - деятельность, в том числе, по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункта 5 статьи 10 Устава Городищенского городского поселения к вопросам местного значения Городищенского городского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов Городищенского городского поселения.
В соответствии с пунктом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношений к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Из материалов дела следует что прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД отдела МВД России по Городищенскому району Волгоградской области и представителем администрации Городищенского городского поселения в Городищенском городском проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в летний период.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на проезжей части "адрес", "адрес" (от угла до "адрес" корпуса, "адрес" (поворот на "адрес" (напротив "адрес", "адрес", "адрес", проезда между "адрес", дорожное покрытие имеет многочисленные выбоины, трещины, просадки и ямы в асфальтобетонном покрытии, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597 -93.
На проезжей части "адрес", "адрес", имеется загрязнения в виде земли и гравия, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93.
На проезжей части: "адрес", "адрес" корпуса, "адрес", "адрес", "адрес", проезда между "адрес", на дорожном покрытии отсутствует дорожная разметка, что не соответствует требованиям п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93.
На проезжей части: "адрес" (возле оврага), возле пруда " ... ", "адрес" (возле пруда) отсутствует дорожное ограждение, что не соответствует требованиям п. 4.4 ГОСТ Р 50597 -93.
На проезжей части "адрес" расположены 3 искусственных неровности, которые находятся в разрушенном состоянии, не соответствуют ГОСТ Р 52605-2006, и вследствие чего, не обеспечивают принудительное снижение скорости транспортных средств на проезжей части.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанные в акте нарушения представляет опасность для участников дорожного движения, бездействия органов местного самоуправления по устранению нарушений существенно нарушают права граждан, не обеспечивая безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, негативно сказывается на авторитете органа местного самоуправления.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для понуждения администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с актом проверки, судебной коллегией отклоняются, поскольку в суде первой инстанции ответчик не отрицал наличие нарушений, ссылаясь лишь на то, что нарушения устраняются.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии указаний в решении суда на производство конкретных действий по устранению выявленных нарушений, а так же отсутствие указания конкретных повреждений дорожного покрытия судебной коллегией признан несостоятельным, поскольку наличие несоответствия дорожных покрытий требованиям ГОСТ Р 50597-93 не опровергалось ответчиком.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 05 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.