Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.,
судей Гулян Р.Ф., Ивановой Е.В.,
При секретаре Давыдове Д.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по апелляционной жалобе, Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" в лице представителя Волкова Я.В.
на решение В. районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования Марченко А.А. к Министерству по управлению государственным имуществом "адрес" о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Марченко А.А. обратился в суд с иском к Администрации Волгограда о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным и возложении обязанности заключить договор аренды.
В обоснование требований указал, что в соответствии с постановлением " ... " N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельного участка по "адрес" ему предоставлен в аренду сроком на десять лет земельный участок площадью " ... " кв.м., из земель поселения для индивидуального жилищного строительства по "адрес". Согласно указанному постановлению на него возложена обязанность по выполнению землеустроительных работ по определению границ земельного участка, заключению договора аренды, производство межевых работ, регистрации земельного участка и постановке на кадастровый учёт. Во исполнение предписания постановления, он обратился в специализированную организацию ООО " " ... "" для проведения землеустроительных работ. Был разработан проект границ земельного участка по ул. "адрес" кв.м. и сформировано землеустроительное дело на межевание земельного участка. Землеустроительное дело прошло согласование и было утверждено Главой Ворошиловского района, Главным Архитектором Ворошиловского района, Землеустроителем Ворошиловского района г.Волгограда. ДД.ММ.ГГГГ. На земельный участок, расположенный по адресу "адрес" был выдан кадастровый паспорт N " ... " с кадастровым номером " ... ". ДД.ММ.ГГГГ согласно справке МУ " " ... "" N " ... "\АС объекту недвижимости присвоен постоянный адрес "адрес". Действия по постановке на кадастровый учёт и присвоению индивидуального номера земельному участку им были выполнены, согласно предписанию постановления, за свой счёт. Для заключения договора аренды и изменением кадастровых номеров в сентябре 2011 года он обратился в кадастровую палату с заявлением о выдаче нового кадастрового паспорта, согласно требованиям Администрации "адрес". ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен и выдан новый кадастровый паспорт N " ... " на земельный участок N " ... ", расположенный по адресу: "адрес".
В связи с передачей полномочий в 2012 году по заключении договоров аренды земельных участков и распоряжению Госимуществом на территории "адрес" Министерству по управлению государственным имуществом Правительства Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в указанное Министерство с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу "адрес". Согласно ответу N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" - заключить договор аренды земельного участка, не представляется возможным. В обоснование отказа заключить договор указано, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "адрес" принято с превышением полномочий и не может повлечь за собой возникновение права. Администрация превысила полномочия по выделению указанного земельного участка в связи с тем что, согласно постановления Администрации "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется администрацией "адрес". Считает, что указанный отказ заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу "адрес", Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" является незаконным, противоречит действующему законодательству и нарушает его конституционные права и законные интересы. Просил признать отказ Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером " ... " - незаконным; обязать Министерство по управлению государственным имуществом "адрес" заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером " ... ".
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Реброва Л.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что с момента вступления в законную силу постановления Администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ), предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляла администрация Волгограда. Таким образом, у Мингосимущества отсутствовали основания для заключения с истцом договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства. Просит решение суда отменить в иске Марченко А.А., отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно положений ст. 30.1 ЗК РФ, Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подп. 5 п. 1 ст. 24. - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство регулируется ст.ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " (далее - Положение).
В силу требований статей 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, применяемых во взаимосвязи с положениями статьи 29 этого Кодекса, принятие решение, касающихся предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 3 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно п.1.2. Положения об администрации Ворошиловского района г.Волгограда, утвержденного Постановлением Главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " - администрация Ворошиловского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, как исполнительный орган местного самоуправления. В п.3.10 Положения об администрации В. "адрес", утверждённого Постановлением Главы администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " перечислены полномочия администрации района в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы, в том числе указано, что администрация представляет в установленном органами городского самоуправления порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Администрация Волгограда письмом от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " подтвердила полномочия администрации района в части оформления прав граждан на земельные участки для индивидуального жилищного строительства в массивах индивидуальной жилой застройки, ранее переданных в ведение районной администрации и подготовки соответствующих постановлений по распоряжению (представлению, изъятию) данными земельными участками.
Судебной коллегией установлено, что постановлением администрации Ворошиловского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О предоставлении земельного участка по "адрес" гражданину Марченко А.А." истцу был предоставлен в аренду на десять лет земельный участок площадью " ... " кв.м, из земель поселений для индивидуального жилищного строительства по "адрес" Волгограда (л.д.7-8).
В п. 3 вышеуказанного постановления указано, что Марченко А.А. в течение месяца со дня выхода настоящего постановления необходимо через лицензированную организацию выполнить землеустроительные работы по определению границ земельного участка на местности. Заключить договор аренды земельного участка. Кроме того, в п. 4 доведено до сведения, что земельный участок подлежит государственному кадастровому учету в ФГУ " " ... "". Договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в ГУ ФРС по "адрес". К строительству приступить после получения в установленном порядке разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Во исполнение пункта 3.1 указанного постановления, ФГУ " " ... "" по поручению Марченко А.А. были выполнены землеустроительные работы по определению границ земельного участка на местности.
Во исполнение пункта 3.3 указанного постановления, МУ " " ... "" по поручению Марченко А.А., предоставленному земельному участку был присвоен предварительный адрес: "адрес".
Как следует из материалов дела, в ноябре 2012 года истец обратился в Мингосимущество с заявлением для заключения договора аренды спорного земельного участка.
Согласно ответу Министерства по управлению государственным имуществом "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, заключить договор аренды земельного участка по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, так как в соответствии с решением городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения", постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об аренде земельных участков, предоставляемых администрациями районов Волгограда" администрация района имеет право оформлять только те земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан, и устанавливать срок аренды для завершения строительства и эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном земельном участке. Кроме того, порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства регулируется ст. ст. 30, 30.1 ЗК РФ, а также Положением о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", а потому указанное постановление принято с превышением полномочий и не может повлечь за собой возникновение права (л.д.33-34).
В свою очередь, как следует из текста Постановления, основанием для его принятия являлось решение исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " " " ... "" для строительства поселка индивидуальной застройки усадебного типа в "адрес"", пунктом 4 которого исполкому Ворошиловского райсовета разрешалось производить отвод земельных участков гражданам для строительства индивидуальных домов.
Согласно положений ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие. Действие закона распространяется на отношения возникшие до введения его в действие, только в случаях когда это прямо предусмотрено законом.
Несоблюдение процедуры о предоставлении земельного участка при вынесении постановления о представлении истцу земельного участка не может являться основанием для отказа в предоставлении указанного участка в аренду, так как ответственность за несоблюдение процедуры не может быть переложена на арендатора. До настоящего времени постановление администрации "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельного участка по " ... " органами территориальной власти не отменено, не оспорено в судебном или ином порядке и в настоящие время является действующим. Земельный участок сформирован и прошёл регистрацию в органах кадастра и картографии в соответствии с действующим законодательством и имеет кадастровый номер, зарегистрированный за правообладателем более 6 лет.
Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области не предоставлено доказательств, что при обращении Марченко А.А. с пакетом документов для заключения договора аренды имелись основания для отказа. Ответчиком не предоставлено доказательств, что в отношении испрашиваемого земельного участка установлены какие-либо ограничения. Истцом предоставлены выписка из ЕГРП об отсутствии зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный "адрес", землеустроительное дело на данный земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации "адрес" Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, отказ в заключении договора аренды Министерством по управлению государственным имуществом нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, и правомерно удовлетворил требования истца Марченко А.А ... Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии у ответчика оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются доказательствами, которым суд в мотивировочной части решения дал надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального и материального прав, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в лице представителя Волкова Я.В., без удовлетворения.
Председательствующий: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.