Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Захаровой Т.А.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора
по апелляционной жалобе главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Афанасьевой М.Р.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела Управления Федеральной Службы судебных приставов по Волгоградской области Корнева А.В. от 29 марта 2013 года, вынесенного в рамках исполнительного производства N " ... ", о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей и освобождении от взыскания исполнительского сбора, отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Пугайкину Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела Управления Федеральной Службы судебных приставов по Волгоградской области Корнева А.В. от 29 марта 2013 года, вынесенного в рамках исполнительного производства N " ... ", о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей и освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявления указала, что 29 марта 2013 года судебным приставом-исполнителем Волжского городского отдела УФССП по Волгоградской области Корневым А.В. было вынесено постановление N " ... " о взыскании с администрации городского округа - город Волжский исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в связи с неисполнением решения суда от 16 мая 2012 года о возложении на администрацию городского округа - город Волжский обязанности по предоставлению Пономаревой Ю.А. жилой площади в городе Волжском не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
Указанное постановление считала незаконным, так как дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Денежные средства для этого учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27декабря 2012 года N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" городу Волжскому выделена субвенция на исполнение вышеуказанных судебных решений в размере 8098 400 рублей. Остаток денежных средств на 01 января 2013 года составляет 275,96 тыс. рублей. На вышеуказанные средства Комитетом по обеспечению жизнедеятельности подготовлены проекты муниципальных заказов на право заключения муниципальных контрактов для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во исполнение решений суда. Документация находится в стадии согласования. Учитывая, что денежных средств, определенных для города Волжского на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в областном бюджете недостаточно, 29 марта 2013 года администрацией направлена заявка в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на необходимые финансовые средства в размере 8961 тыс. рублей.
Подготовка конкурсной документации, процедура согласования и заключение муниципального контракта довольно длительная процедура, проводимая в соответствии с требованиями ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, просила учесть, что в решении суда от 16 мая 2012 года не было указано, какой именно площадью Пономаревой Ю.А. необходимо предоставить жилое помещение, в связи с чем, администрация обратилась в суд с заявлением о разъяснении решения суда, что также является препятствием к его исполнению.
Заявитель считала, что вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что администрацией принимались все необходимые меры в целях исполнения решения суда, а потому просил признать постановление судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела УФССП по Волгоградской области от 29 марта 2013 года N " ... " о взыскании с администрации городского округа - город Волжский исполнительского сбора в размере 5 000 рублей незаконным и освободить администрацию городского округа - город Волжский от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Афанасьева М.Р. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. ст. 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, возлагаются на лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Из ч.ч. 2, 3 ст. 441 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов, и рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными указанной статьей.
Согласно указанным правовым нормам судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебных актов со стороны должников в порядке и в сроки, установленные законом.
В соответствии с п. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 13 п. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор в случаях и порядке, которые установлены ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пунктом 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Перечень оснований, когда исполнительский сбор не взыскивается, установлен п. 5 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", является исчерпывающим.
В соответствии с п. 2 данной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного п. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 16 мая 2012 года Волжский городской суд Волгоградской области, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Волжского в интересах Пономаревой Ю.А.к администрации городского округа - город Волжский о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма, принял решение, которым обязал администрацию городского округа - город Волжский предоставить Пономаревой Ю.А. жилую площадь в городе Волжском не ниже установленных норм по договору социального найма. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
03 июля 2012 года взыскатель Пономарева Ю.А. предъявила исполнительный лист, выданный на основании решения суда, к исполнению.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела УФССП России по Волгоградской области Корнева А.В. в отношении администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области было возбуждено исполнительное производство N " ... ", которым должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа и вынесено предупреждение о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок. Указанное постановление было направлено сторонам исполнительного производства, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
26 сентября 2012года, 08 ноября 2012 года, 11 января 2013 года, 02 марта 2013 года, 27 февраля 2013 года, 05 апреля 2013 года, 12 апреля 2013 года и 19 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника были направлены требования об исполнении решения суда.
Как видно из копий ответов администрации городского округа - город Волжский: от 04 октября 2012 года: 26 августа 2011 года, 17 февраля 2012 года и 05 сентября 2012 года администрация городского округа - город Волжский подавала заявки в Правительство Волгоградской области для выделения дополнительных денежных средств на субвенции для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени заявки в полном объёме не профинансированы. В этой связи исполнить решение суда от 16 мая 2012 года не представляется возможным; от 15 ноября 2012 года, Постановлением Правительства Волгоградской области от 31 октября 2012 года N " ... "-п утверждено распределение субвенций из областного фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, на 2012 год. Размер субвенции для городского округа - город Волжский составил 20238,1 тыс. рублей. В настоящее время разработана конкурсная документация на приобретение жилых помещений данной категории граждан. После проведения аукциона будет рассмотрен вопрос о предоставлении жилой площади Пономаревой Ю.А. согласно судебному решению; от 17 января 2013 года, по устной информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в первом квартале 2013 года в Волгоградской области будет принят нормативный правовой акт, согласно которому органам местного самоуправления будут переданы государственные полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения судов в 2012 году. После принятия данного нормативного акта в бюджет городского округа будут перечислены денежные средства для приобретения жилых помещений данной категории граждан; от 05 марта 2013 года, согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 30 января 2013 года, министерством разработан проект постановления Правительства Волгоградской области "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа". После принятия данного постановления будут заключаться соглашения о перечислении иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей сирот. В этой связи, исполнить решение суда в настоящее время, не представляется возможным; от 26 марта 2013 года, Постановлением Правительства Волгоградской области N " ... "-п от 19 марта 2013 года утвержден Порядок расходования и учета субвенций из областного бюджета на исполнение органами местного самоуправления Волгоградской области судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с п.2 данное постановление вступает в силу со дня официального опубликования. В настоящее время постановление не опубликовано, в связи с чем, исполнить решение суда не представляется возможным; от 10 апреля 2013 года, согласно Закону Волгоградской области от 27 декабря 2012 года N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый перио "адрес" 2015 годов" городу Волжскому выделена субвенция на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 8098400 рублей. Остаток денежных средств на 01 января 2013 года составляет 2 759 600 рублей. На вышеуказанные средства Комитетом по обеспечению жизнедеятельности подготовлены проекты муниципальных заказов на право заключения муниципальных контрактов для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во исполнение решений суда. Документация находится в стадии согласования; от 17 апреля 2013года, муниципальный заказ на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещен на официальном сайте 15 апреля 2013 года. После проведения аукциона будет рассмотрен вопрос о предоставлении жилого помещения Пономаревой Ю.А.
29 марта 2013 года судебный пристав-исполнитель Волжского городского отдела УФССП России по Волгоградской области Корнев А.В. вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в связи с отсутствием уважительных причин для неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и непредставлением должником доказательств тому, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Определением Волжского городского суда от 04 апреля 2013 года по заявлению администрации городского округа - город Волжский было разъяснено решение суда от 16 мая 2012 года с конкретизацией нормы площади жилого помещения, обязанность по предоставлению которого Пономаревой Ю.А. возложена на администрацию городского округа - город Волжский.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией исполнительного производства N " ... ".
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что исполнительное производство было возбуждено еще в июле 2012 года, и администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области не представила доказательств того, что с указанного времени имели место чрезвычайные, объективно непредотвратимые и непредвиденные обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Оспаривая законность указанного постановления, заявитель ссылается на то обстоятельство, что администрацией принимались все необходимые меры в целях исполнения решения суда, неисполнение решения суда вызвано тем, что определенных для городского округа-город Волжский Волгоградской области денежных средств в областном бюджете недостаточно для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот по судебным решениям.
Между тем, по мнению судебной коллегии, указанные обстоятельства не относятся к числу обстоятельств, предусмотренных ст. 112 указанного выше Федерального закона с которыми законодатель связывает возможность не наложения на должника исполнительского сбора, а именно наличия доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств
Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях пункта 1 части 1 статьи 202 и части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Причем частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Поскольку заявителем судебному приставу-исполнителю, равно как и суду доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний судебного пристава-исполнителя, как это предусмотрено частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление судебного пристава от 29 марта 2013 года о взыскании с заявителя, как должника по исполнительному производству, исполнительского сбора в размере 5000 рублей вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут быть положены в основу отмены правильного судебного постановления.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Афанасьевой М.Р.- без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.