судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Алябьева Д.Н.,
судей Козловской Е.В., Сергеева С.С.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах Лемешкиной Л. Т. к администрации "адрес" о понуждении к произведению индексации и перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим,
по апелляционной жалобе администрации "адрес"
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования прокурора "адрес" в интересах Лемешкиной Л. Т. к администрации "адрес" о понуждении к произведению индексации и перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
На администрацию "адрес" возложена обязанность произвести индексацию и перерасчет размера пенсии за выслугу лет Лемешкиной Л. Т., как лицу замещавшему должность муниципальной службы "адрес", за 2011 год на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ и на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района от 24.12.2010 года N16-4/102 "Об утверждении размером должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципальных служащих Октябрьского муниципального района Волгоградской области и размеров оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности Октябрьского муниципального района Волгоградской области", а также за 2012 год на 6% с 01.10.2012 года в соответствии с решением Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 27.01.2012 года N32-4/177 "Об утверждении размеров должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу выборным должностным лицам Октябрьского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим Октябрьского муниципального района Волгоградской области за минусом ранее произведенной в 2012 году индексации.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора Елансковой Л.Ф., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Лемешкиной Л.Т. к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к произведению индексации и перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
В обоснование иска указал, что на основании протеста прокуратуры Октябрьского района о противоречии "Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области" N502, утвержденного решением Октябрьской районной Думы 27.02.2009 года N 39-3/255, требованиям действующего законодательства, постановлением главы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 18.12.2012 года N957 внесены изменения в Положение, из абзаца 2 пункта 9 Положения исключены слова "при условии наличия денежных средств в бюджете Октябрьского муниципального района". Вместе с тем, при увеличении в 2011 году, на основании решения Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района от 24.12.2010 N 16-4/102, размера оплаты труда лицам, замещающих муниципальные должности Октябрьского муниципального района на 6,5% с 01.06.2011 года и на 6,5% с 01.10.2011года,, индексация размера пенсии за выслугу лет Лемешкиной Л.Т., как лицу, замещавшему должность муниципальной службы Октябрьского муниципального района, ответчиком не производилась. Таким образом, администрацией Октябрьского муниципального района Волгоградской области нарушены требования действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, и в частности, право Лемешкиной Л.Т. на своевременное и полное пенсионное обеспечение.
Просил обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области произвести индексацию и перерасчет размера пенсии за выслугу лет Лемешкиной Л.Т., как лицу замещавшему должность муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области, за 2011 год на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ и на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района от 24.12.2010 года N16-4/102 "Об утверждении размером должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципальных служащих Октябрьского муниципального района Волгоградской области и размеров оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности Октябрьского муниципального района Волгоградской области", а также за 2012 год на 6% с 01.10.2012 года в соответствии с решением Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 27.01.2012 года N32-4/177 "Об утверждении размеров должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу выборным должностным лицам Октябрьского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим Октябрьского муниципального района Волгоградской области".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи 39 Конституции РФ предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ и пункта 5 статьи 1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N173-ФЗ, отношения, связанные с пенсионным обеспечением муниципальных служащих за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 года N 25-ФЗ, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Правовое положение муниципальных служащих в Волгоградской области, включая пенсионное обеспечение муниципальных служащих, регламентируется Законом Волгоградской области "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" от 11.02.2008 года N 1626-ОД (далее по тексту Закон Волгоградской области N 1626-ОД от 11.02.2008 года).
В соответствии со статьей 9 Закона Волгоградской области N1626-ОД от 11.02.2008 года, условия предоставления права на пенсию за выслугу
лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за
выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств
местных бюджетов.
Решением Октябрьской районной Думы N39-3/255от 27.02.2009 года принято "Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области" (далее по тексту "Положение о пенсионном обеспечении").
Пунктом 4.1. вышеназванного Положения о пенсионном обеспечении установлено, что пенсия за выслугу лет - ежемесячная государственная денежная выплата за счет средств бюджета Октябрьского муниципального района Волгоградской области, назначаемая дополнительно к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", право на получение, которой определяется в соответствии с условиями, установленными настоящим Положением.
Из материалов дела следует, что Лемешкина Л.Т. является получателем трудовой пенсии и муниципальной пенсии по выслуге лет.
Решением Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " утверждены размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципальных служащих Октябрьского муниципального района Волгоградской области и размеров оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности Октябрьского муниципального района Волгоградской области на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеуказанного Решения приняты распоряжения Главы Октябрьского муниципального района Волгоградской области N 655-р от 30.12.2010 года, N 315-р от 27.05.2011 года об установлении должностного оклада и ежемесячных надбавок с 01.10.2011 года и с 01.06.2011 года, соответственно.
Пункт 9 "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области", в редакции действовавшей на момент принятия Решения Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 24.12.2010 года N 16-4/102, предусматривал, что одним из случаев перерасчета размера пенсии за выслугу лет, производимых отделом бухгалтерии администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, является увеличение в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещавших муниципальные должности Октябрьского муниципального района Волгоградской области, и индексация должностного оклада служащих - со срока, указанного в соответствующем муниципальном правовом акте, при условии наличия денежных средств в бюджете Октябрьского муниципального района.
Так, из сообщения администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области размер муниципальной пенсии Лемешкиной Л.Т. за период с ДД.ММ.ГГГГ составлял " ... " рубля, с ДД.ММ.ГГГГ - " ... " рублей, т.е. с увеличением должностных окладов муниципальным служащим не повышался.
Решением Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района Волгоградской области N 32-4/177 от 27.01.2012 года, утверждены размеры ежемесячных окладом и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципальных служащих Октябрьского муниципального района Волгоградской области с 01.10.2012 года.
Повышение размера муниципальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное Решение также не предусматривало.
Распоряжением Главы Октябрьского муниципального района Волгоградской области N 957 от 18.12.2012 года, на основании протеста прокурора Октябрьского муниципального района Волгоградской области, внесено изменение в "Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области", из абзаца второго пункта 9 Положения исключены слова "при условии наличия денежных средств в бюджете Октябрьского муниципального района".
Распоряжением Главы Октябрьского муниципального района Волгоградской области N 822-р от 18.12.2012 года, произведена индексация размеров пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области в 0,6 раза с 01 октября 2012 года.
При этом, перерасчет пенсии Лемешкиной Л.Т. и другим получателям муниципальной пенсии по выслуге лет за период с ДД.ММ.ГГГГ не был произведен.
Удовлетворяя требования прокурора о перерасчете пенсии по выслуге лет Лемешкиной Л.Т., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с требованиями Федерального законодательства и Закона Волгоградской области, повышение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности должно осуществляться одновременно с повышением должностных окладов и денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, независимо от наличия либо отсутствия финансовой возможности местного бюджета.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным суждением по следующим основаниям.
Как указывалось выше, условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, порядок ее начисления и перерасчета определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
При этом, ни федеральным законодательством, ни локальными нормативными актами не предусмотрено повышение и перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим при повышении должностных окладов, такой перерасчет и повышение закон связывает с централизованным повышением денежного содержания, а не должностного оклада.
Таким образом, возложение на орган местного самоуправления обязанности по перерасчету пенсии в условиях действовавшего до 18.12.2012 года Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области", предусматривающего возможность перерасчета пенсии по выслуге лет при наличии финансовой возможности является нарушающим права органов местного самоуправления на самостоятельное регулирование вопросов, связанных с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещавших муниципальные должности.
При этом, судебная коллегия полагает обоснованным довод администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о том, что внесение изменений в пункт 9 Положения не влечет за собой возникновение обязанности перерасчета пенсии за предыдущее время, поскольку указание на распространение действия указанных изменений на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 года, Постановление Главы администрации от 18.12.2012 года не содержит.
Указанный довод согласуется с положениями ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими действие нормативных актов во времени.
То обстоятельство, что изменения в пункт 9 Положения были внесены на основании протеста прокурора Октябрьского муниципального района Волгоградской области, не является основанием для применения обратной силы закона в данном случае, поскольку пункт 9 Положения не был признан незаконным с момента издания нормативного акта в соответствии с требованиями закона.
Вывод суда первой инстанции о наличии финансовой возможности осуществления перерасчета муниципальной пенсии в 2011 году на основании анализа финансового положения муниципального района, исходя из представленного Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, судебная коллегия признает необоснованным по следующим основаниям.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средство местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов об исполнению бюджета является недопустимым.
Кроме того, необоснованным является вывод суда об индексации должностного оклада муниципальным служащим, что является основанием для индексации муниципальной пенсии.
Как следует из решений Октябрьской районной Думы Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 24.12.2010 года N 16-4/102 и N 32-4/177 от 27.01.2012 года, изменение должностных окладов и иных дополнительных доплат и надбавок было связано с изменением в системе оплаты труда в порядке и пределах нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих муниципальных образований Волгоградской области, установленных постановлениями Администрации Волгоградской области от 22 ноября 2010 года N 587-п, от 26 декабря 2011 года N 875-п.
Ни один из указанных локальных нормативных актов не содержат указание на индексацию должностных окладов, надбавок или повышение денежного содержания, а также на размер производимой индексации.
Таким образом, вывод суда о возложении на администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области обязанности произвести индексацию и перерасчет муниципальной пенсии за 2011 год на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ, на 6,5% с ДД.ММ.ГГГГ и на 6% с ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к его отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в интересах Лемешкиной Л.Т. в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" в интересах Лемешкиной Л. Т. к администрации "адрес" о понуждении к произведению индексации и перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим - отказать.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского
областного суда: Е.В. Козловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.