Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Тертышной В.В., Серышевой Н.И.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мишина С. Н. о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду
по апелляционной жалобе главы Палласовского муниципального района С.С. Слепуха
на решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 01 апреля 2013 года, которым постановлено:
Заявление Мишина С. Н. к администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области об оспаривании отказа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства признать обоснованным.
Признать отказ администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, находящегося по адресу: Волгоградская область Палласовский район п. Заволжский между зданием Заволжского сельского поселения и водонапорной башней Мишину С. Н. незаконным.
Обязать администрацию Палласовского района Волгоградской области предоставить в аренду Мишину С. Н. земельный участок для индивидуального жилищного строительства, находящийся: Волгоградская область Палласовский район п. Заволжский между зданием Заволжского сельского поселения и водонапорной в соответствии с законодательством.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав представителей администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области Русакова А.Н., Зайцева Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Мишина С.Н., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Мишин С.Н. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации Палласовского муниципального района в предоставлении земельного участка в аренду недействительным.
В обоснование заявленных требованиях указал, что он обратился в администрацию Палласовского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 0,06 га в аренду для размещения индивидуального жилого дома, указав месторасположение земельного участка: пустырь между Заволжской сельской администрацией Палласовского района и водонапорной башней. 29 января 2013 года был получен ответ, в котором заявление оставлено без рассмотрения.
Просил признать отказ администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области незаконным, обязать администрацию Палласовского муниципального района предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления без предварительного согласования места размещения объекта - в двухнедельный срок опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием месторасположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определенном главой муниципального образования, а так же разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду и в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить договор аренды земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Палласовского муниципального района С.С. Слепуха оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации вещные права на земельные участки регулируются гражданским и земельным законодательством. При этом, гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных правоотношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Предоставление земельных участков для жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность или аренду в соответствии со ст. ст. 30 и 30.1 ЗК РФ.
В силу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. ст. 28 - 30 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 20.07.2012) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Виды разрешенного землепользования указываются в соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительных регламентах, утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
В силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 47 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 26 октября 2012 года Мишин С.Н. обратился в администрацию Палласовского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,06 га, расположенного на пустыре между администрацией Заволжского сельского поселения и водонапорной башней для строительства индивидуального жилого дома.
29 января 2013 года администрацией Палласвоского муниципального района Волгоградской области заявление оставлено без удовлетворения в связи с вступившим в силу правил землепользования и застройки п. Заволжский, утвержденных решением Заволжского сельского совета N " ... " от 26 декабря 2012 года, запрашиваемые земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными участками. Рассмотрение вопроса предоставления участков будет возможно после утверждения проекта планировки территории по данным земельным участкам.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что отказом администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области были нарушены права заявителя на предоставление земельного участка для жилищного строительства, и судом постановлено правильное решение.
Довод апелляционной жалобы о том что, в случае поступления другого заявления о предоставлении в аренду земельного участка и победы в аукционе другого лица решение Палласовского районного суда от 01 апреля 2013 года администрация Палласовского муниципального района Волгоградской области исполнить не сможет, направлен на иную оценку доказательств и на иное толкование закона, не свидетельствует о незаконности постановленного судом первой инстанции решения, и отмену данного решения не влечет.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Палласовского муниципального района С.С. Слепуха - без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.