Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Серышевой Н.И.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брагина Андрея Владимировича к Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию администрации г. Волгограда о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении
по апелляционной жалобе Брагина Андрея Владимировича
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Брагина А. В. к Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию администрации "адрес" о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав Брагина А.В, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Истец Брагин А.В. обратился в Кировский районный суд г. Волгограда с исковыми требованиями к Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию администрации г.Волгограда о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении.
В обоснование иска указал, что он является отцом Брагиной В.А., " ... ". 21 декабря 2011 года они поставлены на в очередь на поступление в детский са "адрес".
В настоящее время ребенку исполнилось 1 год и 4 месяца, однако возможность реализовать конституционное право на бесплатное дошкольное образование не предоставлена.
Просил обязать Кировское территориальное управление Департамента по образованию администрации г.Волгограда предоставить Брагиной В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении N " ... " в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Брагин А.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
По смыслу приведенной правовой нормы, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании п. 27 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
В силу п. 1.4 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - комплектование МОУ осуществляют комиссии по комплектованию МОУ территориальных управлений комитета по образованию администрации Волгограда.
Исходя из п. п. 1.5.1, 1.5.3 Положения - будущие воспитанники - дети в возрасте до 7 лет, записанные на учет для получения места в МОУ. Единый электронный реестр будущих воспитанников - электронный журнал в автоматизированной информационной системе "Комплектование МОУ", автоматически отображающий в электронном виде районную очередность и очередность ребенка в выбранном МОУ.
Согласно п. 4.6 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - формирование списков групп для детей дошкольного возраста осуществляется из списка будущих воспитанников МОУ всего района по дате регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992года N " ... " "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.
На территории г.Волгограда действует Устав города- Волгограда, принятый Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", согласно которому администрация г.Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Волгограда. Администрация г.Волгограда является юридическим лицом, состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 16 февраля 2011 года N " ... " в структуру администрации г.Волгограда входит Департамент по образованию администрации г.Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации г.Волгограда.
На основании п. 3 ст. 49 Устава города- г.Волгограда принято Постановление Волгоградского городского совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N " ... ", в соответствии с которым учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений от имени города выступает структурное подразделение администрации г.Волгограда, ведающее образованием, то есть Департамент по образованию.
Специальным актом, регулирующим отношения по устройству детей в дошкольные учреждения является Приказ комитета по образованию администрации Волгограда N " ... " от 16 февраля 2009 года "Об утверждении порядка комплектования муниципальных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории г.Волгограда", а с 21 марта 2011 года Приказ комитета по образованию администрации г.Волгограда N " ... " от 18 марта 2011 года "Об утверждении порядка комплектования муниципальных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории г.Волгограда".
Согласно п. 2.2, 2.3 приказа N " ... " право на внеочередное, первоочередное зачисление детей в МОУ реализуется заявителями на основании документов, подтверждающих наличие этого права, в соответствии с действующим законодательством.
При обращении заявителей, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение места в МОУ, после завершения предварительного комплектования их право на получение путевки в МОУ в первоочередном порядке реализуется при появлении свободных мест в МОУ в течение текущего года или при комплектовании данных возрастных групп в следующем году.
Если заявитель не представил документы, подтверждающие наличие внеочередного, первоочередного права на получение места в МОУ до завершения предварительного комплектования, заявление рассматривается на общих основаниях.
Комплектование МОУ осуществляется ежегодно территориальными комиссиями и городской комиссией на основе электронного реестра. Предварительное комплектование (формирование предварительных списков, подтверждение потребности и наличия льгот) осуществляется в период с 15 марта по 15 апреля ежегодно.
Выдача путевок в МОУ на новый учебный год производится комиссиями по комплектованию ежегодно с 15 мая по 15 июня в соответствии с утвержденным графиком выдачи путевок. В период с 30 июня по 30 сентября при наличии свободных мест в МОУ комиссии по комплектованию выдают путевки для доукомплектования МОУ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Брагин А.В. является отцом Брагиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 21 декабря 2011 года поставлен на очередь на предоставление места в МОУ детский сад N 284 по месту жительства.
26 ноября 2012 года обратился с заявлением в Комитет по образованию администрации Волгограда о разъяснении, с какого возраста Брагиной В.А. можно обращаться о ее зачислении в дошкольное образовательное учреждение.
Письмом от 25 декабря 2012 года Комитет по образованию администрации Волгограда сообщил Брагину В.А., что согласно Автоматизированной системе "Учет очередности будущих воспитанников МДОУ Волгограда" заявление о постановке на учет для зачисления в МОУ ребенка Брагиной В. было принято в установленном порядке 21 декабря 2011 года, учетная запись внесена в электронный реестр, выдано уведомление о постановке в электронную очередь. В настоящее время порядковый номер её в общей очереди по Кировскому району - 1844-й по дате постановки на учет. Вопрос о предоставлении места ребенку будет рассматриваться территориальной комиссией по комплектованию МОУ Кировского района в установленном порядке при комплектовании возрастных групп для детей 2011 года рождения по мере продвижения очереди.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно пришел к выводу о том, что законодательством не предусмотрено гарантий по поступлению ребенка в определенный детский сад, а истец просил предоставить место в конкретном дошкольном учреждении Кировского района г.Волгограда. Сведения о наличии льгот у истца и его ребенка в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы о не извещении Брагина А.В. о дате и времени судебного заседания судебная коллегия считает необоснованным по следующим основаниям.
По смыслу ст. 113 ГПК РФ суд обязан надлежаще известить лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания.
На основании ч. 2 ст. 113 ГПК РФ судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов.
В силу ч. 4 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции своевременно, в надлежащей форме известил Брагина А.В. о времени и месте судебного разбирательства, направив судебные извещения по адресам, указанным им в заявлениях и возвращенные в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что предусмотренные законом меры по извещению Брагина А.В. о рассмотрении дела согласно ст.ст. 113-116 ГПК РФ судом приняты, извещение истца следует считать надлежащим, в связи с чем, у суда первой инстанции имелись, предусмотренные ст. 167 ГПК РФ, основания для рассмотрения дела в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Брагина А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.