Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Малышевой И.А.
судей: Федоренко И.В., Бабайцевой Е.А.
при секретаре Архадыкове В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Р-Торг" на решение Кировского районного суда г.Волгограда от 11 апреля 2013 года, которым исковые требования Голиковой Юлии Геннадиевны к ООО "Р-Торг" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Федоренко И.В.
УСТАНОВИЛА:
Голикова Ю.Г. обратилась в суд с иском к ООО "Р-Торг" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что 08 января 2013 года между нею (Покупатель) и ООО "Р-Торг" (Продавец) был заключён договор купли-продажи N N " ... ", в соответствии с которым ООО "Р-Торг" обязалось передать ей диван "Калипсо" соответствующий по качеству, цвету, фактуре требованиям ТУ, ГОСТа, образцам, выставленным в торговом зале Продавца, расположенном по адресу: "адрес" N " ... ", в течение " ... " рабочих дней. В соответствии с договором стоимость товара составила " ... " руб., оплата за товар была произведена ею в полном объёме при помощи оформленного кредита в соответствии с кредитным соглашением N N " ... " от 08 января 2013 года, заключённым с коммерческим банком Хоум Кредит.
22 февраля 2013 года товар был доставлен, однако, в ходе осмотра были обнаружены дефекты: с правой стороны угла дивана имелась большая царапина на кожзаменителе; из многих швов дивана по всей его площади торчали нитки, в связи с чем, товар принят не был. Акт об отказе в приёме товара Продавцом не составлялся, факт отказа был отмечен в накладной Продавца. 28 февраля 2013 года ею в адрес Продавца было направлено требование о возврате стоимости товара с изложением причин отказа от товара. 16 марта 2013 года от ответчика было получено уведомление о согласии возвратить " ... " руб. с удержанием суммы в размере " ... " руб. в счёт оплаты расходов, связанных с доставкой товара на склад, погрузкой товара со склада в транспортное средство, выгрузкой товара из транспорта на склад, складскими расходами, с чем она не согласна.
Просила взыскать с ООО "Р-Торг" в ее пользу неустойку за несвоевременное выполнение требования потребителя в размере " ... " руб., компенсацию морального вреда в размере " ... " руб.
Решением Кировского районного суда г.Волгограда от 11 апреля 2013 года исковые требования Голиковой Ю.Г. к ООО "Р-Торг" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда удовлетворены частично, с ООО "Р-Торг" в пользу Голиковой Ю.Г. взыскана неустойка за несвоевременное выполнение требований потребителя в размере " ... " руб., компенсация морального вреда в размере " ... " руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере " ... " руб., а всего " ... " руб., в удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказано, с ООО "Р-Торг" в доход бюджета г.Волгограда взыскана государственная пошлина в размере " ... " руб.
В апелляционной жалобе ООО "Р-Торг" оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, считает, что оно постановлено с нарушением норм материального права, просит его отменить, постановить новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу представителя Голиковой Ю.Г. - Иволгина В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
На основании ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Указанные требования предъявляются потребителем продавцу, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20,21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счёт продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра).
В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем.
При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
В соответствии со ст.22 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причинённых потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
На основании ст.23 Закона РФ "О защите прав потребителей", за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.
При разрешении спора судом установлено, что 08 января 2013 года между ООО "Р-Торг" (Продавец) и Голиковой Ю.Г. (Покупатель) заключён договор купли-продажи N N " ... ", в соответствии с которым Продавец обязался передать в собственность Покупателя угловой диван "Калипсо", стоимостью " ... " руб. в течение " ... " рабочих дней с момента внесения Покупателем предоплаты, а Покупатель - принять и оплатить товар. При этом срок выполнения Заказа не включает в себя время, которое требуется для оказания дополнительных услуг (доставка и сборка), а также время необходимое Продавцу для подтверждения Заказа поставщиком данной мебели (пункты 1, 3.1 Договора).
Согласно п.1.1 данного договора, передаваемый по настоящему договору товар по качеству, цвету, фактуре и комплектации соответствует требованиям ТУ, ГОСТа, а также образцам, выставленным в торговом зале представителя продавца, расположенном по адресу: "адрес", N " ... ".
Пунктом 3.3. указанного договора предусмотрена частичная доставка. В этом случае время дополнительной доставки также назначается Продавцом по согласованию с Покупателем. Продавец оставляет за собой право перенести время доставки, назначить по согласованию с Покупателем новое время, если специалисты Продавца по объективным причинам не успевают в назначенное время к Покупателю.
При приёме мягкой мебели покупатель осуществляет осмотр изделия до подъёма и (или) заноса мебели (пункт 3.4. договора).
Пунктами 3.5, 3.6., 3.7 данного договора предусмотрено, что срок замены брака должен составлять не более 45 дней. Покупатель вправе при невыполнении Продавцом своих обязанностей по доставке товара к месту передачи в срок, указанный в пункте 3.1 договора начислить Продавцу пеню в размере 0,1% от оплаченной стоимости товара за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости товара, а при просрочке без уважительных причин более 20 дней - отказаться от договора и потребовать от Продавца проценты за всё время пользования денежными средствами Покупателя по ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Покупатель не вправе отказаться от получения и оплаты товара по заказным позициям, поставленного в соответствии с условиями настоящего договора размера, цвета, ткани, модели и проч., указанного Покупателем, кроме случаев передачи товара ненадлежащего качества.
Мебель может быть продана Продавцом Покупателю со склада под заказ и (или) из торгового зала. При продаже составляется акт осмотра, в котором отражается состояние мебели на момент передачи. Акт осмотра подписывается обеими сторонами (пункт 3.9. договора).
В соответствии с п.4.1. договор считается исполненным с момента приёма товара Покупателем (а при его отсутствии - любым лицом, предъявившим второй экземпляр настоящего договора) и оплаты товара Покупателем.
Голикова Ю.Г. условия договора выполнила, оплату стоимости товара в размере " ... " руб. произвела 09 января 2013 года.
Угловой диван "Калипсо" был доставлен истцу в пределах установленного срока - 22 февраля 2013 года, но ненадлежащего качества: с правой стороны угла дивана имелась большая царапина на кожезаменителе; из швов торчали нитки.
28 февраля 2013 года Голиковой Ю.Г. подана претензия на имя руководителя ООО "Р-Торг", в которой она отказывается от приобретения дивана и требует возврата затраченных денежных средств в размере " ... " руб.
Претензия принята администратором магазина 28 февраля 2013 года. Ответ на указанную претензию направлен ООО "Р-Торг" 12 марта 2013 года и получен Голиковой Ю.Г. 16 марта 2013 года.
Возврат денежных средств, затраченных на приобретение дивана, произведён ответчиком 08 апреля 2013 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд, установив, что ответчик добровольно не выполнил требования истца о расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы в срок, установленный законодательством, обоснованно пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы о том, что, вины ответчика в причинении истцу морального вреда не имеется, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Законом установлена презумпция причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организаций или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных законами и иными правовыми актами Российской Федерации прав потребителя, в связи с чем, потерпевший освобожден от необходимости доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий.
Иные доводы жалобы о незаконности и необоснованности решения суда являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Волгограда от 11 апреля 2013 года -оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Р-Торг" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.