Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Балашовой И.Б.,
при секретаре Трифанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе заинтересованного лица - Департамента по жилищной политике администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 марта 2013 года,
которым заявление Клюева Сергея Георгиевича к Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда об оспаривании отказа в совершении действий, понуждении к направлению его заявления на обеспечение жильём в Комитет по строительству администрации Волгоградской области - удовлетворено:
признать незаконным отказ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в направлении заявления Клюева С. Г. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных документов в Министерство строительства и ЖКХ Администрации Волгоградской области;
обязать Департамент по жилищной политике администрации Волгограда направить заявление Клюева С. Г. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему документы в Министерство строительства и ЖКХ Администрации Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клюев С.Г. обратился в суд с иском к Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда об оспаривании отказа в совершении действий, понуждении к направлению заявления. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему, как военнослужащему, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на семью в составе 4-х человек была предоставлена на условиях социального найма изолированная жилая комната площадью " ... " кв.м. в "адрес"Д по "адрес" в г. Севастополе. ДД.ММ.ГГГГ брак между ним и Клюевой С.Г. был расторгнут, в связи с чем, он был вынужден выехатьиз данного жилого помещения и сняться с регистрационного учета. После чего, в данной квартире никто из бывших членов его семьи не проживает и не зарегистрирован, что подтверждается справкой ЖЭУ N " ... " г. Севастополя N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, и при этом указанное жилое помещение передано в собственность другому лицу.
На основании приказа командующего Краснознаменным Черноморским Флотом N " ... "-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом командира войсковой части N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " ПМ он уволен в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с выслугой 26 лет и направлен для постановки на воинский учет по избранному месту жительства в "адрес". Решением администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи из одного человека в льготном списке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволены с военной службы в запас или отставку, избравших "адрес" постоянным местом жительства. Поскольку он, как военнослужащий, состоящий на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в департамент по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. Однако, в соответствии с письмом Департамента по жилищной политике администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в принятии документов в связи с отсутствием справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче квартиры по последнему месту военной службы в г. Севастополе.
Просил признать отказ департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " незаконным и обязать департамент по жилищной политике администрации Волгограда направить его заявление от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему документы в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент по жилищной политике администрации Волгограда, в лице представителя по доверенности Костровой Р.В., обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления Клюева С.Г. отказать.
В обоснование жалобы указал, что направление заявления Клюева С.Г. в министерство строительства и ЖКХ Волгоградской области в отсутствие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы противоречит Порядку обеспечения на территории Волгоградской области за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы (утв. Постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-п)
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Клюева С.Г. - Бражникова Л.М. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в частной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 утверждены "Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно". Согласно п. 1 Правил, жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (в ред. от 06.10.2011 г.) утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства". Согласно п. 6 Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 1 тех же Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.); г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Порядок учета военнослужащих определен третьим разделом вышеназванных Правил.
В соответствии с п. 32 Правил, для получения ордера должна быть представлена, в том числе, и справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти.
Как следует из материалов дела в ДД.ММ.ГГГГ году Клюеву С.Г. на состав семьи из четырёх человек была предоставлена на условиях социального найма жилая комната в "адрес"
В сентябре ДД.ММ.ГГГГ года по решению суда брак между Клюевым С.Г. и его супругой был расторгнут.
В июне ДД.ММ.ГГГГ года заявитель снялся с регистрационного учета по адресу этой квартиры (л.д. 62).
Согласно справке, выданной 1997 отделением морской инженерной службы Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, Клюев в 1998 году оставил комнату семье - бывшей супруге и двум несовершеннолетним детям (л.д. 39).
Приказом командира войсковой части N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ПМ (л.д. 27), на основании приказа командующего Краснознаменным Черноморским Флотом N " ... "-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), Клюев С.Г. уволенв запас в связи с организационно-штатными мероприятиями инаправлен для постановки на воинский учет по избранному месту жительства в г. Волгоград.
Решением администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Клюев С.Г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека в льготном списке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, избравших постоянным местом жительства г. Волгоград (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ заявитель, как военнослужащий, состоящий на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обратился в Департамент по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии с письмом Департамента по жилищной политике администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Клюеву отказано в принятии документов, поскольку без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче квартиры по последнему месту военной службы в г. Севастополе, либо без решения суда об обязании администрации Волгограда обеспечить его жилым помещением без указанной справки, у администрации Волгограда отсутствуют основания для предоставления ему жилого помещения (квартиры) на территории города.
При принятии в ноябре 2001 года решения о постановке Клюева С.Г. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий все приведенные обстоятельства администрации Волгограда были известны.
По смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
При этом отсутствие справки о сдаче жилого помещения не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Сам по себе выезд военнослужащего из квартиры, которую он занимал на условиях социального найма, не является основанием для прекращения права собственника на такое жилое помещение и (или) других вещных прав, переданных уполномоченному органу.
В свою очередь нахождение жилого помещения в муниципальной собственности, либо государственной собственности (Минобороны России) и предоставление такового на основании решения органа местного самоуправления, либо уполномоченного на то государственного органа не предполагает безусловной обязанности нанимателя сдавать это жилое помещение органу, не обладающему какими-либо правами на указанное помещение.
Из дела не усматривается, что Клюев С.Г. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа департамента по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в направлении заявления Клюева от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных документов в Министерство строительства и ЖКХ Администрации Волгоградской области.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом о том, что факт снятия с регистрационного учёта Клюева С.Г.по указанному адресу в г. Севастополе сам по себе не свидетельствует о его злоупотреблении своим правом по распоряжению жилым помещением в целях повторного получения жилья впоследствии, поскольку указанные действия были им совершены задолго до введения в действие правовых норм, определивших его правило на получение жилого помещения.
Более того, выезд военнослужащего из квартиры, которую он занимал на условиях социального найма, означает отказ заявителя от права на данную жилую площадь.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что направление заявления Клюева С.Г. в министерство строительства и ЖКХ Волгоградской области в отсутствие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы противоречит Порядку обеспечения на территории Волгоградской области за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы (утв. Постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-п).
Иные доводы жалобы также несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Департамента по жилищной политике администрации Волгограда по доверенности Костровой Ренаты Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.