Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Захаровой Т.А.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области в защиту интересов Кравцовой Нины Павловны к Министерству Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением
по апелляционному представлению участвующего в деле прокурораКолескиной Т.Я.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 марта 2013 года, которым постановлено:
Отказать Камышинскому городскому прокурору Волгоградской области в иске в защиту интересов Кравцовой Нины Павловны к Министерству Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению Кравцовой Нины Павловны жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав прокурора Еланскову Л.Ф., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя Министерства образования и науки Волгоградской области Гетманенко И.А., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Александрова А.М., возражавших по доводам апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Камышинский городской прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов Кравцовой Н.П.к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
В обоснование требований указал, что постановлением администрации г. Камышина от 24 октября 2007 года N 1863-п Кравцова Н.П., 23 апреля 1993 года рождения, направлена в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, поскольку ее родители- Кравцов П.Б. и Кравцова Е.В. были лишены родительских прав решением Камышинского районного суда Волгоградской области от 15 декабря 2003 года.
Попечитель Наталичева А.И. постановлением администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области от 20 сентября 2007 года освобождена от исполнения обязанностей попечителя.
18 июня 2010 года Кравцова Н.П. закончила обучение ГКОУ "Волгоградский детский "адрес"", по выходу из которого приобрела право на обеспечение за счет муниципальных органов власти по месту жительства жилым помещением в виде жилой площади не ниже установленных социальных норм согласно Закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако данное право Кравцовой Н.П. до 01 января 2013 года администрацией городского округа-город Камышин Волгоградской области по месту жительства не было обеспечено.
Ввиду изменения законодательства, данная обязанность по обеспечению ребенка, оставшегося без попечения родителей с 01 января 2013 года, возлагается на органы власти субъектов Российской Федерации. Поскольку на сегодняшний момент право Кравцовой Н.П. уже было нарушено администрацией городского округа-город Камышин Волгоградской области, Камышинский городской прокурор Волгоградской области, не дожидаясь вновь сформированной вступившими на 01 января 2013 года законами процедуры обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступления из Министерства образования и науки Волгоградской области списков данных детей, обеспечиваемых в счет программы обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 год жильем в специализированном жилом фонде просил суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обеспечить Кравцову Н.П. жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, с учетом её семейного положения, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающим санитарным и техническим требованиям, заключив с ней договор найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Т.Я. Колесникова оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование апелляционного представления указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционного представления, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях".
Таким образом, для предоставления Кравцовой Н.П. жилого помещения в специализированном жилищном фонде, основание для приобретения права на которое урегулировано Федеральным жилищным законодательством, а именно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", необходимо еще соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Кравцов П.Б. и Кравцова Е.В. были лишены родительских прав в отношении Кравцовой Н.П. решением Камышинского районного суда Волгоградской области от 15 декабря 2003 года.
Кравцова Н.П., 23 апреля 1993 года рождения, в возрасте 10 лет принятием данного решения приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и была оформлена по попечение Наталичевой А.И., а после прекращения данного попечительства согласно постановлению администрации городского округа- "адрес" N1863-п от 24 октября 2007 года направлена для обучения в ГКОУ "Волгоградский детский "адрес"".
18 июня 2010 года Кравцова Н.П. закончила обучение в ГКОУ "Волгоградский детский "адрес"".
По окончании учебного заведения у неё возникло право на обеспечение за счет муниципальных органов власти по месту жительства жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм согласно Закону N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующего в редакции Федеральных законов от 08 февраля 1998 года N 17-ФЗ, от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Постановлением администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области N " ... "-п от ДД.ММ.ГГГГ за Кравцовой Н.П. первоначально было закреплено жилое помещение по адресу "адрес" "адрес".
Постановлением администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области N " ... "-п от ДД.ММ.ГГГГ из постановления администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области N " ... "-п от ДД.ММ.ГГГГ был исключен пункт о закреплении за Кравцовой Н.П. права на данную жилую площадь по адресу "адрес", "адрес" "адрес", а согласно выписке из ЕГРП за Кравцовой Н.П. не числится на праве собственности жилых помещений.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Кравцова Н.П. зарегистрирована по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", собственником которого является Наталичева А.И.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированного жилого помещения устанавливается Правительством Волгоградской области.
По основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 29 февраля 2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" правом приобретения жилья наделяются только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования в специальный список о праве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N 5-ОД уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования:
утверждает порядок уведомления подлежащих включению в список лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, их законных представителей о праве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения;
проверяет документы, направленные органами опеки и попечительства для формирования списка;
утверждает форму списка и формирует его;
утверждает и направляет список в орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом Волгоградской области, в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, для обеспечения жилыми помещениями.
В силу ч. ч. 3-6 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" орган опеки и попечительства в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление с приложенными к нему документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения, также акт, указанный в части 2 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, который формирует список.
Уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов, указанных в части 3 настоящей статьи, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает одно из следующих решений:
1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;
2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.
Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.
Решение оформляется в форме правового акта, копия которого в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения направляется заявителю и в орган опеки и попечительства.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ст.57 ЖК РФ и в ст.6 Федерального Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, предусматривающие отказ от порядка внеочередного предоставления данной категории граждан жилых помещений.
Согласно ч. 8 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования решения о включении указанных лиц в список.
В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, вышеприведенной нормой права предусмотрено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить для истца жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их жилищная проблема может быть разрешена за счет временного предоставления данному лицу иного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, находящегося в распоряжении правительства Волгоградской области, до приобретения соответствующего жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ст.7 Закона N 5 -ОД дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В данном случае участники настоящих правоотношений следуют вновь созданному механизму реализации права Кравцовой Н.П. на жилое помещение и соответственно нет оснований для применения мер государственного принуждения к ответчику, которые существуют для просрочивших должников.
Следовательно, право Кравцовой Н.П. на получение жилого помещения никем не нарушено, поскольку действующее федеральное и региональное законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Отсутствие нарушений прав Кравцовой Н.П. на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке следует из анализа приведенных выше законоположений, поскольку внесенные изменения в федеральное законодательство в этой части, а также разработанные на их основании правовые механизмы по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями на уровне субъекта, не лишают их права на получение жилой площади за счет государства, и не освобождают его (государство) от безусловной обязанности по её предоставлению.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции принято с учетом установленных обстоятельств, поскольку список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется в целях своевременного обеспечения и точного выявления всех лиц указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а жилье должно предоставляться детям-сиротам не в порядке очередности в списке, а немедленно при наступлении предусмотренных в п.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств. Однако реализация права носит заявительный характер в силу п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и ч. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года N5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
Довод апелляционного представления о том, что права Кравцовой Н.П., как нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья, нарушены, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права и приведен без учета изменений, внесенных в законодательство о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Иные доводы, приведенные в апелляционном представлении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не могут быть приняты в качестве основания к отмене данного решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора Колескиной Т.Я.- без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
N " ... "
N " ... "
N " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.