Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Балашовой И.Б.,
при секретаре Трифанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе заявителя Мурзагалиева К.Д.
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 8 апреля 2013 года, которым заявление Мурзагалиева Камзара Дисунбаевича о признании незаконным решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда об отказе в согласовании выполненной перепланировки квартиры, возложении обязанности согласовать произведенную перепланировку "адрес" по п "адрес" - оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурзагалиев К.Д. обратился в суд с заявлением о признании решения межведомственной комиссии Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведенной перепланировки и переустройства квартиры незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что является нанимателем "адрес" по п "адрес". В указанной квартире в целях благоустройства и удобства в пользовании была произведена перепланировка и переустройство квартиры, заключающиеся в следующем: демонтаж шкафов в коридоре; между кухней и лоджией на месте оконного блока установлен оконно-дверной блок; между жилой комнатой и лоджией на месте оконно-дверного блока установлен оконный блок; остекление лоджии. В результате перепланировки и переустройства помещения квартиры общая площадь составила " ... " кв.м., жилая площадь " ... " кв.м., подсобная площадь " ... " кв.м. Представитель Мурзагалиева К.Д. - Буслаев О.А. обратился в администрацию района с заявлением о согласовании реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией вынесено решение об отказе в согласовании самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения.
Просил суд признать решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в согласовании проведённой перепланировки и переустройства квартиры, расположенной по адресу: "адрес", п "адрес", незаконным, устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод путем вынесения администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда решения о согласовании перепланировки и переустройства указанной квартиры.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мурзагалиев К.Д. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, которым удовлетворить его заявление в полном объёме.
В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права. Полагает, что в квартире им была произведена не реконструкция, а перепланировка, и суд при вынесении решения неправильно руководствовался нормами градостроительного законодательства вместо жилищного.
В судебном заседании апелляционной инстанции Мурзагалиев К.Д. и его представитель Буслаев О.А. доводы жалобы поддержали. Просили решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований Мурзагалиева К.Д.
Другие лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьёй 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, Мурзагалиев К.Д. является нанимателем квартиры "адрес" в г. Волгограде согласно ордеру на жилое помещение N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
Мурзагалиев К.Д. обратился в межведомственную комиссию комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда о согласовании перепланировки.
Решением межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Мурзагалиеву К.Д. было отказано в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения ввиду отсутствия полномочий по сохранению самовольно выполненной перепланировки жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд исходил из того, что в указанной квартире была произведена самовольная реконструкция: демонтаж шкафов в коридоре; между кухней и лоджией на месте оконного блока установлен оконно-дверной блок; между жилой комнатой и лоджией на месте оконно-дверного блока установлен оконный блок; остекление лоджии.
Между тем, исходя из положений части 2 статьи 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Ссылки в решении межведомственной комиссии о том, что администрация Краснооктябрьского района не наделена полномочиями по согласованию самовольно произведённой перепланировки, и отказывая по этим основаниям в ее согласовании, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Из пункта 3.1. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540, следует, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения допускается в случае:
непредставления документов, указанных в пункте 2.2 раздела 2 настоящего порядка;
представления документов в ненадлежащий орган;
несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации.
Пункт 3.2. "Временного порядка ... " предусматривает, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего раздела.
При этом решение администрации Краснооктябрьского района г. Волгоградаот ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований отказа, предусмотренных частью 1 статьи 27 ЖК РФ и предусмотренные п.3.1 "Временного порядка" не содержит.
Исходя из пунктов 2.1,2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года N 2700, администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".
В пункте 2.2. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... ", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540, установлено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения".
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения (далее - проект). В случае если переустройство и (или) перепланировка связаны с устройством и демонтажем встроенной мебели, кладовых, возведением некапитальных перегородок, закрытием арочных и дверных проемов, установкой входных дверей и другими случаями, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения, при наличии заключения о надежности и безопасности помещения, выданного лицензированной организацией, либо акта о надежности и безопасности помещения, выданного районными бюро технической инвентаризации, имеющими в своем составе соответствующих специалистов, проект может не представляться;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого, реконструируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, реконструкции, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;
В силу части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Вместе с тем, положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Как следует из разъяснений, приведённых в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года - вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
При таких данных, судебная коллегия считает вывод суда о правомерности отказа, в согласовании произведенной Мурзагалиевым К.Д. перепланировки, по приведенным в решении межведомственной комиссии основаниям, ошибочным.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденнойПравительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, судебная коллегия считает решение в части признании незаконным решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда об отказе в согласовании выполненной перепланировки квартиры - подлежащим отмене.
Однако, в материалах дела не содержатся доказательства того, что Мурзагалиевым К.Д. представлены документы, указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, для решения вопроса о согласовании перепланировки, либо отказа в ней.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным, принять новое решение, которым решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда об отказе в согласовании выполненной перепланировки квартиры признать незаконным.
Возложить обязанность на межведомственную комиссию администрации Краснооктябрьского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в "адрес" по "адрес" г. Волгограда с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Решение в части отказа в возложении обязанности на межведомственную комиссию администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда согласовать произведенную перепланировку "адрес" по п "адрес", исходя из имеющихся в деле документов, обоснованно, отмене и изменению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 8 апреля 2013 года в части отказа в удовлетворении заявления Мурзагалиева Камзара Дисунбаевича о признании незаконным решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в согласовании выполненной перепланировки квартиры "адрес" г. Волгограда - отменить.
В этой части принять новое решение, которым, решение межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в согласовании выполненной перепланировки "адрес" об отказе в согласовании выполненной перепланировки квартиры признать незаконным.
Возложить обязанность на межведомственную комиссию администрации Краснооктябрьского района Волгограда рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки, произведённой в "адрес" с учетом наличия документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Мурзагалиева К. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.