Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко Ольги Петровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Марченко С. А., 2009 года рождения, к Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда о понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступной жилье" на 2011-2015 г.г. на дату ДД.ММ.ГГГГ
по апелляционной жалобе Марченко Ольги Петровны
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 марта 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Марченко Ольги Петровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Марченко Софья Александровны, 2009 года рождения, к Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда о понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступной жилье" на 2011-2015 г.г. на дату 21.12.2010г., оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав Марченко О.П., поддержавшую доводы жалобы, судебная колления по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Истец Марченко О.П., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Марченко Софьи, 2009 года рождения обратилась в суд с иском к Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда о понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступной жилье" на 2011-2015 г.г. на дату 21 января 2011года.
Свои требования мотивировала тем, что 20 ноября 2012 года на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 08 августа 2011 года она и ее несовершеннолетняя дочь поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Считала, что она должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 21 января 2011 года, через месяц от подачи ею заявления о признании ее и дочери нуждающимися в жилом помещении, которое первоначально было подано ею 21 декабря 2012 года. Однако при рассмотрении дела в Дзержинском районном суде г. Волгограда 08 августа 2011 года не был решен вопрос о дате постановки их на учет.
С учетом уточненных требований просила поставить ее и ее дочь на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступной жилье" на 2011-2015 г.г. на дату 21 декабря 2010 года подачи первоначального заявления.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Марченко О.П. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обосновании жалобы указано на нарушение и неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Нормы жилищного законодательства РФ предусматривают постановку граждан на учет нуждающихся в жилом помещении с момента обращения с соответствующим заявлением.
Аналогичные положения содержатся также в ст. 6 Закона Волгоградской области от 01 декабря 2005 года N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области", в ч. 2 которой также указано, что для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 12 ст. 6 Закона Волгоградской области порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, устанавливается постановлением главы администрации Волгоградской области.
Частью 3 ст. 7 этого же Закона Волгоградской области установлено, что заявление о принятии на учет и документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, гражданин представляет лично в орган учета муниципального образования по месту жительства.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24 апреля 2006 года N 455 утвержден Порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в качестве приложения форма заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 2 приложения N 5 к долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Главы Администрации от 14 декабря 2010 г. N 658-п установлен порядок формирования списков молодых семей - участников Программы, которым необходимо для участия в Программе молодая семья подать в администрацию муниципального образования Волгоградской области по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документы, подтверждающие признание молодой семьи семьей, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу приведенных правовых норм обязанность органа местного самоуправления по рассмотрению указанного заявления гражданина возникает в случае подачи им лично такого заявления по установленной форме с приложением всех необходимых документов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 21 декабря 2010 года Марченко О.П., обратилась с заявлением в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда о признании ее нуждающейся в жилом помещении.
26 января 2011 года в ее адрес был направлен письменный отказ о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании того, что ей не представлены сведения о регистрации по месту жительства в период до 16.07.2009 г., позволяющие проследить имелся ли факт намеренного ухудшения жилищных условий, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 08 августа 2011 года был признан незаконным отказ Управления по жилищной политике Администрации Волгограда в признании Марченко О.П., Марченко С.А. нуждающимися в жилом помещении. Суд возложил обязанность на Управление по жилищной политике администрации Волгограда поставить истца и ее дочь на учет в качестве нуждающихся на дату подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
После вступления в законную силу решения суда от 08 августа 2011года, которым Управление по жилищной политике Администрации Волгограда было обязано поставить истцу и ее дочь на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, Марченко О.П. с заявлением о принятии ее на учет обратилась 02 октября 2012 года.
18 октября 2012 года после обращения Марченко О.П. с заявлением об исполнении решения суда от 08 августа 2012 года было вынесено заключение о признании Марченко О.П. составом семьи два человека нуждающейся в улучшении жилищных условий и разъяснено, что для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы необходимо предоставить соответствующие документы для проверки сведений и принятия решения о признании либо отказе в признании семьи участницей подпрограммы.
На основании заявленияМарченко О.П. от 20 ноября 2012 года о включении в состав участников в подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, она составом семьи два человека была признана участником данной подпрограммы на основании распоряжения департамента по жилищной политике Администрации Волгограда от 26 ноября 2012 года N 442.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность органа местного самоуправления по рассмотрению заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении возникает в случае подачи им лично такого заявления по установленной форме с приложением всех необходимых документов.
Постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступной жилье" на 2011-2015 г.г. носит заявительный характер, то есть осуществляется с момента обращения заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление Марченко О.П. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015гг. подлежало удовлетворению с момента обращения в Управление по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся, не может повлечь отмену судебного акта, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда, являются аналогичными доводам, изложенным в исковом заявлении.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марченко Ольги Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.