Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Андреева А.А.,
судей - Балашовой И.Б.,Серышевой Н.И.,
при секретаре - Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карповой Евгении Михайловны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского поселения город Волжский Волгоградской области о предоставлении места в детском дошкольном учреждении
по апелляционной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 ноября 2012 года, которым постановлено:
Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить несовершеннолетней Карповой Злате Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпова Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации городского поселения город Волжский Волгоградской области о признании решения незаконным, понуждении устранить нарушения. В последующем истец, уточнив предмет исковых требований, просила о предоставлении места в детском дошкольном учреждении, предъявив требования к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управлению образования администрации городского поселения город Волжский Волгоградской области.
В обоснование заявленных требований Карпова Е.М. указала, что является матерьюКарповой З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На очередь в детский сад малолетняя была поставлена сразу после получения свидетельства о рождении. По достижении ребёнком возраста полутора лет, она обратилась в Управление образования администрации городского округа - город Волжский по вопросу устройства дочери в детский сад на полный день, но в предоставлении места ей было отказано со ссылкой на отсутствие таковых.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Карпова Е.М. просила суд возложить на ответчиков обязанность предоставить несовершеннолетней Карповой З.А. место в детском дошкольном образовательном учреждении города Волжского в пределах городского округа - город Волжский в группе полного дня.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать, ссылаясь на то, что удовлетворение исковых требований Карповой Е.М. влечёт нарушение прав и законных интересов других будущих воспитанников дошкольных учреждений, немедленное предоставление Карповой З. места вдетском саду повлечёт за собой нарушение прав детей, которые поставлены в очередь ранее неё и детей, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении, а также приведёт к превышению максимальной наполняемости групп и как следствие, к нарушению дошкольными учреждениями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав доводыпредставителя Управления образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Ганюшкиной С.Г., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно части 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В силу части 3 статьи 18 Закона РФ "Об образовании", для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно части 1 статьи 16 Закона РФ "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с пунктами 3-5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562 и регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно пункта26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приёма детей в дошкольное образовательное учреждение,несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно пункта 1.1 Постановления главы городского округа-город Волжский Волгоградской области от 20 мая 2011года N 525-ГО "Об утверждении Положения об управлении образования администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области" управление образования является структурным подразделением Администрации городского округа-город Волжский, к компетенции которого отнесена организация предоставления общедоступного дошкольного образования (пункт 2 подпункт 2.2 данного постановления), в соответствии с пунктом 2 Городского Положения "Обупорядочении деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа-город Волжский Волгоградской области", принятого Волжской городской думой 22 января 2010 года, комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляет постоянно действующая комиссия, созданная при управлении образования администрации городского округа-город Волжский, в функции которой входит оформление и выдача путевок-направлений в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Из данных положений следует, что обязанность по реализации конституционного права жителей города Волжского на общедоступное бесплатное дошкольное образование возложена на Администрацию городского округа-город Волжский в лице Управления образования, обязанность по выдаче путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения возложена на Управление образования администрации городского округа-город Волжский.
При рассмотрении дела судом установлено, что Карпова Е.М. является матерью Карповой З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; истец с несовершеннолетней дочерью проживают и зарегистрированы по адресу: "адрес".
Письмом начальника Управления образования администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от 10 августа 2012 года за N 154/33 Карповой Е.М. было отказано в предоставлении места в детском саду для несовершеннолетней Карповой З.А. с указанием на то, что при комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 2012-2013 учебный год предоставление Карповой З.А. места в группе полного дня не представляется возможным в связи с отсутствием мест. В настоящее время может быть предоставлена возможность кратковременного посещения детского дошкольного учреждения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учётных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку не предоставление несовершеннолетней Карповой З.А. места в детском образовательном учреждении является незаконным и нарушает конституционное право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о том, что у Карповой Е.М. отсутствуют льготы на поступление в ДОУ и, соответственно, отсутствуют основания для выдачи ей места в дошкольном образовательном учреждении, а удовлетворение исковых требований влечет нарушение прав и законных интересов других будущих воспитанников дошкольных учреждений, не могут быть признаны состоятельными, как основанные на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
При таком положении основания для отмены вынесенного судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 7 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.