Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Андреева А.А.,
судей - Балашовой И.Б.,Кравцовой Е.В.,
при секретаре - Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ампилогова Александра Викторовича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о признании решения незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением
по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Ампилогова Александра Викторовича к Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства Волгоградской области о признании незаконным решения, признании права на обеспечение жилым помещением - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по строительству администрации Волгоградской области от 06 апреля 2012 года об отказеАмпилогову Александру Викторовичу в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно за счет субвенции федерального бюджета в рамках Федерального Закона от 08.12.2010г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и о возращении учетного делаАмпилогова Александра Викторовича в отдел по обмену, учету и распределению жилой площади Администрации городского округа - город Камышин без исполнения.
Признать за Ампилоговым Александром Викторовичем право на обеспечение за счёт федерального бюджета жилым помещением в соответствии с положениями Федерального Закона от 8.12.2010г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принять к исполнению учётное дело и произвести необходимые действия по реализации его права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением на состав семьи 2 человека в соответствии с положениями Постановления Администрации Волгоградской области от 03 мая 2011 N197-п "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ампилогов А.В. обратился в суд с иском к Комитету по строительству Администрации Волгоградской области о признании незаконным решения, признании права на обеспечение жилым помещением, в обоснование требований указал, что он проходил военную службу в Федеральной службе исполнения наказаний и был уволен по ограничению состояния здоровья 26 сентября 2006 года. Выслуга лет в календарном исчислении составила 28 лет 10 мес. 12 дней. До увольнения он с семьёй был принят на учет в Отдел по обмену, учету и распределению жилой площади Администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области. Его учетное дело находится в Отделе по обмену, учету и распределению жилой площади Администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области, который 02 декабря 2010 года направил ему уведомление о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 года по категории "граждане, уволенные с военной службы в запас". 26 мая 2011 года он обратился в Комитет по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Решением Комитета по строительству Администрации Волгоградской области от 6 апреля 2012 года ему было отказано. Считает данное решение не основанным на нормах действующего законодательства, нарушающим его права на приобретение за счет средств федерального бюджета жилого помещения. С учётом уточнённых требований просил суд признать незаконным решение Комитета по строительству Администрации Волгоградской области об отказе в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно за счет субвенции федерального бюджета в рамках Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342 - ФЗ; признать за ним право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением и возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской областиобязанность принять к исполнению его учётное дело и произвести необходимые действия по реализации его права на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением на состав семьи 2 человека в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 03 мая 2011 года N197 -п "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы".
Определением Ворошиловского районного суда была произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета по строительству Администрации Волгоградской области на надлежащего - Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области".
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции неправильно истолковал и применил нормы материального права, подлежавшие применению, в частности ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Нормы этой статьи Закона применены судом без учета их системного толкования с другими нормами действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения граждан жильем, в частности п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.5, 18 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, правильное истолкование которых приводит к однозначному выводу о том, что правом на улучшение жилищных условий по Федеральному закону от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ обладают бывшие сотрудники органов внутренних дел, ФСИН, принятые на учёт органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные со службы до 1 января 2005 г.
В судебное заседание не явились истец Ампилогов А.В., его представитель - Кинин А.М., представитель администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области и Министерства регионального развития РФ, третье лицо - Ампилогова Р.В., о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Выслушав представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Александрова А.М., представителя УФСИН России по Волгоградской области Бойчук А.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, чтоАмпилогов А.В. проходил службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний в должности заместителя начальника колонии по безопасности и оперативной работе федерального государственного учреждения "Исправительная колония N5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области".
Ампилогов А.В. был уволен 29 сентября 2006 года по состоянию здоровья. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 28 лет 10 месяцев 12 дней.
С 30июля1999 года Ампилогов А.В. состоит на учете при Администрации городского округа - город Камышин в качестве нуждающегося в жилом помещении. По состоянию на 01 января 2012 года под номером 369.
26мая 2011 года Ампилоговым А.В. на имя председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области было подано заявление об обеспечении его и членов его семьи в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" жилым помещением путем предоставления единовременной денежной выплаты (социальной выплаты).
Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области Ампилогову А.В. сообщено, чтов предоставлении данной единовременной денежной выплаты было отказано по тем основаниям, что исходя из разъяснений Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ, данных 01 февраля 2012 года в письме за N ЕР 10/8 -120, федеральным законодательством определено, что граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, но уволенные после 01 января 2005 года не подлежат обеспечению жилыми помещениями Правительством Волгоградской области в рамках постановления Администрации Волгоградской области от 03 мая 2011 года N 197 - п "О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы". Обеспечение жильем указанных граждан может осуществляться в соответствии с Законом Волгоградской области от 01 декабря 2005 года N 1125 - ОД " О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" в порядке очередности или федеральными органами по месту службы.
В этой связи, Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области было возвращено учётное дело Ампилогова А.В. для принятия решения о снятии последнего с льготной очереди.
Судом установлено, что Комитет по строительству Администрации Волгоградской области являлся органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном в сфере строительства, промышленности строительных материалов (конструкций, деталей) и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области, его правоприемником является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального законаот 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 3Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с частью 2 названной нормы - Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 года.
В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).
Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).
В целях реализации Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Администрацией Волгоградской области было принято постановление от 3 мая 2011 года N 197-п, которым утверждён Порядок обеспечения на территории Волгоградской области за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
Из п. 1.1 "Порядка ... " следует, что его действие распространяется на граждан, определенной категории, которые до 01 января 2005 года были постановлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанный порядок также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнении до или после 1 января 2005 г.
С учётом установленных обстоятельств и вышеприведённых норм права, суд пришёл к правильному выводу о том, что Ампилогов А.В. имеет право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку относится к той категории граждан, которая на основании вышеизложенной нормы - ч.2.1 ст.15 Закона "О статусе военнослужащих вправе получить социальную единовременную выплату на приобретение жилья из средств федерального бюджета, поскольку располагает соответствующей выслугой, поставлен на очередь нуждающегося в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года и что указанное право не зависит от времени его увольнения из органов УФСИН.
Из п.2.4 Порядкаобеспечения на территории Волгоградской области за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утверждённого постановлением Администрации Волгоградской области, следует, что орган местного самоуправления возвращает заявителю заявление и приложенные к нему документы в случае: если не представлен какой-либо документ из указанных в пункте 2.1настоящего Порядка; если гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В уведомлении о возвращении заявления и приложенных к нему документов орган местного самоуправления указывает причины возврата.
Кроме того, в п.2.5 "Порядка ... " установлено, что Комитет в течение 20 дней со дня поступления учётного дела принимает решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, об отказе в обеспечении жилым помещением либо о возвращении документов органу местного самоуправления.
В случае необходимости получения дополнительных сведений по представленным документам Комитет делает соответствующие запросы, при этом срок на принятие решения продлевается на срок, необходимый для получения информации по сделанным запросам.
В соответствии с п.2.6 "Порядка ... ", основанием для возвращения документов органу местного самоуправления является отсутствие в учётном деле какого-либо документа из указанных в пунктах 2.1 и 2.3 настоящего Порядка.
Таким образом, пункт 2.6 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований для возвращения учетного дела заявителя.
Между тем, Комитет по строительству Администрации Волгоградской области при возвращении учётного дела ссылается на причины, не указанные в п.2.6 Порядка, что противоречит требованиям установленным постановлением Администрации Волгоградской области от 03.05.2011 года N197-п "О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств Федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан уволенных с военной службы".
Вывод суда первой инстанции о необоснованности возвращения учётного дела Ампилогова А.В. также является верным.
Ссылка в жалобе на разъяснение Федерального казённого учреждения "Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 февраля 2012 года, в которой указано на то, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, на правильность сделанных в решении суда выводов повлиять не может, так как указанное разъяснение не является подзаконным актом, а приведённые в нём разъяснения порядка обеспечения жилым помещением основано на неправильном толковании закона.
Таким образом, законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не вызывает сомнений, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.