Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Андреева А.А.,
судей - Балашовой И.Б., Кравцовой Е.В.,
при секретаре - Пахотиной Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матасова Дмитрия Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о признании действий незаконными, возложении обязанности и взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Матасова Дмитрия Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о признании действий незаконными, возложении обязанности и взыскании судебных расходов - удовлетворить в части.
Признать решение Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, правопреемником которого является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 24 апреля 2012 года N 37/06-1632-4 от отказе Матасову Дмитрию Владимировичу в обеспечении жилым помещением и действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, правопреемником которого является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, выразившиеся в возвращении учётного дела Матасова Дмитрия Владимировичав Администрацию городского округа город Урюпинск Волгоградской области для принятия решения о снятии с льготной очереди, незаконными и нарушающими его права и свободы, создающими препятствия в осуществлении прав Матасова Дмитрия Владимировича на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "ФЗ "Овнесении изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области включить Матасова Дмитрия Владимировича в сводный список граждан, обладающим правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на 2012-2013 годы.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обеспечить Матасова Дмитрия Владимировича и членов его семьи: жену - Матасову Елену Викторовну, 14 мая 1976 года рождения, дочь - Матасову Елену Дмитриевну, 6 мая 1994 года рождения, дочь - Матасову Татьяну Дмитриевну, 8 июля 2002 года рождения, жилым помещением в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета по нормам предоставления жилой площади жилого помещения, установленным Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в пользу Матасова Дмитрия Владимировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере " ... " рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере " ... " рублей.
В остальной части исковые требования Матасова Дмитрия Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матасов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Волгоградской области в лице Комитета по строительству администрации Волгоградской области о признании действий незаконными и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01 июля 1999 года по 27 декабря 2011 года он проходил службу в органах Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, был уволен по сокращению штатов с должности начальника ФБУ "МРУИИ N 9 УФСИН России по Волгоградской области". По состоянию на 27 декабря 2011 года выслуга лет составляет: в календарном исчислении - 23 года 00 месяцев 03 дня, в льготном исчислении - 28 лет 05 месяцев 29 дней. 26 марта 2003 года он обратился в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет с составом семьи 4 человека на общих основаниях под N 1484, первоочередное предоставление жилой площади под N 369. После увольнения обратился в Администрацию городского округа города Урюпинск Волгоградской области с заявлением об обеспечении жилым помещением в форме предоставления ему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно. После проверки документов Администрацией городского округа города Урюпинск Волгоградской его учётное дело было направлено в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области для принятия соответствующего решения. Однако Комитет уведомил о том, что его учётное дело возвращено в Администрацию городского округа города Урюпинска для принятия решения о снятии с льготной очереди, так как граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, но уволенные после 1 января 2005 года не подлежат обеспечению жилыми помещениями Правительством Волгоградской области. Считал, что действия Комитета являются незаконными, нарушающими его права. С учётом уточненных исковых требований, Матасов Д.В. просил суд признать решение Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, правопреемником которого является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, об отказе в обеспечении жилым помещением и действия ответчика, выразившиеся в возвращении его учётного дела в администрацию городского округа г.Урюпинск Волгоградской области для принятия решения о снятии с льготной очереди, незаконными и нарушающими его права и свободы, создающими препятствия в осуществлении его прав на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области включить его в сводный список граждан, обладающим правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на 2012-2013 годы; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обеспечить его и членов его семьижилым помещением в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счёт средств федерального бюджета по нормам предоставления жилой площади жилого помещения, установленным Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"; взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в его пользу судебные расходы в размере " ... " рублей, в том числе расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере " ... " рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере " ... " рублей.
Определением Ворошиловского районного суда г. Волгограда была произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета по строительству Администрации Волгоградской области на надлежащего - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области".
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции неправильно истолковал и применил нормы материального права, подлежавшие применению, в частности ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Нормы этой статьи Закона применены судом без учёта их системного толкования с другими нормами действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения граждан жильём, в частности п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.5, 18 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, правильное истолкование которых приводит к однозначному выводу о том, что правом на улучшение жилищных условий по Федеральному закону от 8 декабря 2010 годаN 342-ФЗ обладают бывшие сотрудники органов внутренних дел, ФСИН, принятые на учёт органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные со службы до 1 января 2005 г.
В судебное заседание не явились истец Матасов Д.В., представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области, представители третьих лиц - УФСИН по Волгоградской области, администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области и Министерства регионального развития РФ, третьи лица - Матасова Е.В. и Матасова Е.Д., о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Выслушав представителя истца Матасова Д.В. - Двужилова С.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, что с 1 июля 1999 года по 27 декабря 2011 года Матасов Д.В. проходил службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний в должности начальника ФБУ МРУИИ N 9 УФСИН по Волгоградской области.
23 декабря 2011 года Матасов Д.В. уволен по сокращению штатов. Его общая выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составляет 23 года 00 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 28 лет 5 месяцев 29 дней.
С 7 апреля 2003 года Матасов Д.В. состоит на учёте в Администрации городского округа - город Урюпинск в качестве нуждающегося в жилом помещении.
1 февраля 2011 года Матасов Д.В. на имя председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области подал заявление об обеспечении его и членов его семьи в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" жилым помещением в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
24 апреля 2012 года Матасову Д.В. сообщено, что Комитетом по строительству администрации Волгоградской области принято решение о возврате учётного дела Матасова Д.В. в администрацию городского округа - город Урюпинск для принятия решения о снятии с льготной очереди обеспечения жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, указано о том, что обеспечение его жильём может осуществляться в соответствии с Законом Волгоградской области от 1 декабря 2005 года N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" в порядке очерёдности или федеральными органами по месту службы.
Судом установлено, что Комитет по строительству Администрации Волгоградской области являлся органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном в сфере строительства, промышленности строительных материалов (конструкций, деталей) и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области, его правоприемником является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального законаот 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 3Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с частью 2 названной нормы - Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 г.
В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).
Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).
В целях реализации Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Администрацией Волгоградской области было принято постановление от 3 мая 2011 года N 197-п, которым утверждён Порядок обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
Из п. 1.1 "Порядка ... " следует, что его действие распространяется на граждан, определенной категории, которые до 01 января 2005 года были постановлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанный порядок также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнении до или после 1 января 2005 г.
С учётом установленных обстоятельств и вышеприведённых норм права суд пришёл к правильному выводу о том, что Матасов Д.В. имеет право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, поскольку относится к той категории граждан, которая на основании вышеизложенной нормы ч.2.1 ст.15 Закона "О статусе военнослужащих" вправе получить социальную единовременную выплату на приобретение жилья из средств федерального бюджета, поскольку располагает соответствующей выслугой, поставлен на очередь нуждающегося в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года и что указанное право не зависит от времени его увольнения из органов ФСИН.
Из п.2.4 Порядка обеспечения на территории Волгоградской области за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утверждённого постановлением Администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года N 197-п, следует, что орган местного самоуправления возвращает заявителю заявление и приложенные к нему документы в случае: если не представлен какой-либо документ из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка; если гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В уведомлении о возвращении заявления и приложенных к нему документов орган местного самоуправления указывает причины возврата.
Кроме того, в п.2.5 "Порядка ... " установлено, что Комитет в течение 20 дней со дня поступления учётного дела принимает решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, об отказе в обеспечении жилым помещением либо о возвращении документов органу местного самоуправления.
В случае необходимости получения дополнительных сведений по представленным документам Комитет делает соответствующие запросы, при этом срок на принятие решения продлевается на срок, необходимый для получения информации по сделанным запросам.
В соответствии с п.2.6 "Порядка ... ", основанием для возвращения документов органу местного самоуправления является отсутствие в учётном деле какого-либо документа из указанных в пунктах 2.1 и 2.3 настоящего Порядка.
Таким образом, пункт 2.6 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований для возвращения учетного дела заявителя.
Между тем, Комитет по строительству Администрации Волгоградской области при возвращении учётного дела Матасова Д.В. ссылается на причины, не указанные в п.2.6 Порядка, что противоречит требованиям установленным постановлением Администрации Волгоградской области от 03 мая 2011 года N197-п "О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств Федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан уволенных с военной службы".
В связи с этим, вывод суда о том, что учётное дело Матасова Д.В. было возвращено безосновательно, является правильным.
Ссылка в жалобе на разъяснение Федерального казённого учреждения " Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 февраля 2012 года, в которой указано на то, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, на правильность сделанных в решении суда выводов повлиять не может, так как указанное разъяснение не является подзаконным актом, а приведённые в нём разъяснения порядка обеспечения жилым помещением основано на неправильном толковании закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит, законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не вызывает сомнений. Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, основаны на неправильном толковании приведённых норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.