Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей: Кравцовой Е.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Летовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Колосова Е.Е. к Инспекции федеральной налоговой службы России по " ... " району г.Волгограда о признании незаконным решения о проведении выездной налоговой проверки и требования о предоставлении документов,
по апелляционной жалобе Инспекции федеральной налоговой службы России по " ... " району г.Волгограда
на решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 22 октября 2012 года, которым иск Колосова Е.Е. удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя ИФНС России по " ... " району г.Волгограда Саялову Е.Р., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения по ним Колосова Е.Е. и его представителя Учакиной И.А., полномочия которой определены в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колосов Е.Е. обратился в суд с иском к Инспекции федеральной налоговой службы России по " ... " району г.Волгограда о признании незаконным решения о проведении выездной налоговой проверки и требования о предоставлении документов.
В обоснование иска указал, что 23 августа 2012 года ответчиком было принято решение N " ... " о проведении выездной налоговой проверки в отношении него по вопросу правильности исчисления и своевременной уплаты по налогу на доходы физических лиц за период с 01 января по 31 декабря 2009 года, также ему выставлено требование о предоставлении документов N " ... ". Ссылаясь на то, что декларация о доходах за проверяемый период им была представлена, оснований для проведения проверки и истребования документов у налогового органа не имелось, просил признать решение и требование незаконными.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Инспекция федеральной налоговой службы России по " ... " району г.Волгограда, оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 25 августа 2011 года Колосовым Е.Е. в Инспекцию федеральной налоговой службы России по " ... " району г.Волгограда была представлена налоговая декларация по 3-НДФЛ за 2010 год с приложением заявления о предоставлении имущественного налогового вычета по доходам за 2010 год в связи с продажей 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес" в размере " ... ", находящейся в собственности менее 3 лет.
Одновременно к заявлению о предоставлении имущественного налогового вычета Колосовым Е.Е. была приложена копия договора купли-продажи квартиры от 06 ноября 2009 года.
23 августа 2012 года заместителем начальника ИФНС РФ по " ... " району г.Волгограда было вынесено решение N " ... " о проведении выездной налоговой проверки Колосова Е.Е. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по налогу на доходы физических лиц за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Одновременно в адрес истца направлено требование N " ... " о предоставлении документов за указанный выше период времени, подтверждающих факт получения денежных средств, право собственности на приобретенный объект недвижимости, договора купли-продажи, документы, подтверждающие приобретение и продажу иного имущества, ценных бумаг.
Удовлетворяя требования Колосова Е.Е., сославшись на п. 7 ст.3, п. 1 ст. 87, чч. 1,2,3 ст.88, чч. 1, 2, 4 ст. 89, ч.4 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по уплате налога за 2009 год у истца возникла 15 июля 2010 года, отметив, что при декларировании истцом в 2011 году полученного от продажи в 2009 году 1/3 доли квартиры дохода в размере " ... " налоговым органом камеральная проверка его декларации не проведена, дата отчётного периода - 2010 год - указана Колосовым Е.Е. ошибочно.
Согласиться с такими выводами суда нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1, 3 ст. 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
В силу положений пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов: в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Из вышеизложенных норм следует, что истец Колосов Е.Е. обязан был подать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2009 год не позднее 30 апреля 2010 года, а не как ошибочно указано судом 15 июля 2010 года.
При этом фактически налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, в которой отражен доход от реализации доли в праве собственности на квартиру, полученный в 2009 года, истцом была подана в налоговый орган лишь 25 августа 2011 года, причем за период 2010 года, указанный истцом, а не 2009 года как того требует закон.
В связи с изложенным Колосову Е.Е. было направлено сообщение N " ... " от 10 ноября 2011 года о необходимости подачи поправочной декларации по форме 3-НДФЛ за 2009 год в связи с продажей имущества в пятидневный срок.
На момент разрешения заявленных требований в суде корректирующая декларация Колосовым Е.Е. подана не была.
Поскольку декларация о доходах Колосова Е.Е. за 2009 года в налоговом органе отсутствует, начисления по его лицевому счету не производились, уведомление и требование об уплате налога за 2009 год не направлялись.
Решением заместителя начальника ИФНС России по " ... " району г. Волгограда, советника государственной гражданской службы РФ N " ... " от 23 августа 2012 года назначена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты Колосовым Е.Е. налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009года.
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
В силу ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской налоговой службы Российской Федерации от 21 июля 2011 года N ММВ-7-2/457@ с изменениями, внесенными решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 года N ВАС-16558/10).
Физическими лицами для целей налогообложения их имущества согласно ч.2 ст. 11 Налогового Кодекса РФ признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно действующему налоговому законодательству РФ, физические лица являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество, транспортного налога и земельного налога.
Ссылаясь на незаконность решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, Колосов Е.Е. не приводит ни одного из названных в законе обстоятельств, которому оно не соответствует.
Убеждения Колосова Е.Е. в отсутствии оснований для проведения выездной налоговой проверки необоснованны. Как было установлено судом, основанием ее проведения явилась проверка правильности исчисления и своевременность уплаты налогов за период с 01 января по 31 декабря 2009 года.
Обстоятельства, влияющие на принятие решения о проведении выездной налоговой проверки, как верно указано в апелляционной жалобы налогового органа, в законе не названы.
Частью 12 ст. 89 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 настоящего Кодекса.
В силу ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 настоящего Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 настоящего Кодекса.
В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Доказательств истребования у истца документов, ранее представленных в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица, в деле нет. Иных запретов в отношении требований о предоставлении документов в законе не имеется.
В этой связи оснований для признания незаконным требования ИФНС России по " ... " району г. Волгограда от 23 августа 2012 года N " ... " у суда также не имелось.
Ссылки в исковом заявлении на истечение срока исковой давности в рассматриваемом споре во внимание быть приняты не могут, поскольку исковых требований налоговой орган к Колосову Е.Е. не предъявлял.
При таких данных решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 22 октября 2012 года является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Колосову Е.Е. в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 22 октября 2012 года отменить. По делу постановить новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Колосова Е.Е. о признании незаконным решения Инспекции федеральной налоговой службы России по " ... " району г.Волгограда N " ... " от 23 августа 2012 года о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности начисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по налогу на доходы физических лиц за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года и требования от 23 августа 2012 года N " ... " о предоставлении документов за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года отказать.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.