Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей Веркошанской Т.А., Ивановой Е.В.
при секретаре Игнатовой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области по доверенности А.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года, которым исковые требования К.А.К. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности - удовлетворены в части
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ивановой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
К.А.К. обратился в суд с иском к Правительству Волгоградской области в лице Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности, указав, что постановлением главы Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области от 23 ноября 1993 года за N 189 он был постановлен на учет в улучшении жилищных условий граждан. Он непрерывно проходил военную службу в органах внутренних дел РФ на различных должностях более 17 лет. ДД.ММ.ГГГГ был уволен на основании п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. На момент увольнения, его выслуга лет в календарном исчислении составила более 10 лет, с 1993 года он состоит на учете в улучшении жилищных условий.
В июле 2011 года К.А.К. обратился в Администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области с пакетом документов относительно получения жилищного сертификата или получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Администрацией Новониколаевского муниципального района Волгоградской области его учетное дело было направлено в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области.
Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области его учетное дело было возвращено со ссылкой на отсутствие оснований по обеспечению его жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Считает, что действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области не основанными на нормах действующего законодательства, нарушающими его права на приобретение за счет средств федерального бюджета жилого помещения. Просит суд признать незаконными действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, выразившееся в возврате его учетного дела в Администрацию Новониколаевского муниципального района Волгоградской области для принятия решения о снятии его с льготной очереди и не обеспечении жилым помещением в соответствии со сводным списком граждан; возложить на названный орган обязанность внести его в сводный список граждан на 2012-2013г.г. на получение жилья или денежной компенсации на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, взыскать с Комитета по строительству Администрации Волгоградской области судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей, оформление нотариальной доверенности в сумме 575 рублей, оплату государственной пошлины при подаче иска в сумме 200 рублей.
Определением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 08 октября 2012 года на основании п. 4 Постановления губернатора Волгоградской области от 02 мая 2012 года N 261 "Об утверждении положения о министерстве строительства и жилищно - коммунального хозяйства Волгоградской области" была произведена замена ненадлежащего ответчика - Правительства Волгоградской области в лице Комитета по строительству Администрации Волгоградской области на Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области".
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области по доверенности А. А.М. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Истец К.А.К. и его представитель по доверенности Ф. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы и просили решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 26 октября оставить без изменения.
Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд самостоятельно определяет вид судопроизводства.
Судебная коллегия признает, что данные правоотношения являются публичными и полагает необходимым рассматривать дело в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратится непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные ли единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод: на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года N 197-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 5 декабря 2011 года N 759-п) утвержден Порядок обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы. При этом Комитет по строительству Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом по обеспечению на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Как следует из пункта 1.1 вышеуказанного Порядка обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы (далее по тексту Порядок обеспечения жильем), он разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и определяет механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Вышеназванным Порядком обеспечения жильем предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан может осуществляться в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, предоставления жилого помещения по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 1.3); для обеспечения жилым помещением гражданин или его представитель (далее именуется - заявитель) подает в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области (далее именуется - орган местного самоуправления), в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, с перечисленными необходимыми документами (пункт 2.1); орган местного самоуправления принимает от заявителя заявление и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в течение 30 дней осуществляет проверку представленных документов, формирует учетное дело и направляет его в Комитет или возвращает заявление с приложенными к нему документами заявителю (пункт 2.2); формируемое органом местного самоуправления учетное дело должно содержать заявление заявителя, документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, и выписку из решения органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), принятого до 1 марта 2005 года, или вступившее в силу решение суда, подтверждающее обязанность органа местного самоуправления по принятию гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 марта 2005 г. года (пункт 2.3).
Согласно пункту 2.5 Порядка обеспечения жильем, Комитет в течение 20 дней со дня поступления учетного дела принимает решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, об отказе в обеспечении жилым помещением либо о возвращении документов органу местного самоуправления.
Согласно пункту 2.6 вышеназванного Порядка обеспечения жильем, основанием для возвращения документов органу местного самоуправления является отсутствие в учетном деле какого-либо документа из указанных в пунктах 2.1 и 2.3 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции установлено, что К.А.К. проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом начальника ГУВД по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "л/с К.А.К. был уволен из органов внутренних дел на основании п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ.
Общая выслуга лет К.А.К. на момент увольнения в календарном исчислении составила 17 лет 06 месяцев 08 дней.
Постановлением Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за N " ... " К.А.К. с составов семьи три человека был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
15 июля 2011 года К.А.К. на имя председателя Комитета по строительству "адрес" было подано заявление об обеспечении его (и членов его семьи К.Г.Б. (супруга), К.М.А. (дочь)) в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" жилым помещением путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Ответом председателя Комитета по строительству Администрации Волгоградской области от 24 апреля 2012 года К.А.К. в предоставлении данной единовременной денежной выплаты было отказано по тем основаниям, что исходя из разъяснений Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития РФ, данных 01 февраля 2012 года в письме за N ЕР 10/8 -120, федеральным законодательством определено, что граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, но уволенные после 01 января 2005 года не подлежат обеспечению жилыми помещениями Правительством Волгоградской области в рамках постановления Администрации Волгоградской области от 03 мая 2011 года N 197 - п "О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы". Обеспечение жильем указанных граждан может осуществляться в соответствии с Законом Волгоградской области от 01 декабря 2005 года N 1125 - ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" в порядке очередности или федеральными органами по месту службы.
Ввиду указанного, Комитетом по строительству Администрации Волгоградской области было возвращено учетное дело К.А.К. для принятия решения о снятии последнего со льготной очереди.
При таком положении, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что при возвращении учетного дела К.А.К. Комитет по строительству Администрации Волгоградской области сослался на причины, не указанные в п. 2.6 Порядка обеспечения жильем, что противоречит требованиям, установленным постановлением Администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года N 197-п "О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств Федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан уволенных с военной службы", в связи с чем, такое возвращение не может быть признано законным.
Доводы апелляционной жалобы указанный вывод суда первой инстанции не опровергают.
Принимая решение об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод К.А.К., суд исходил из того, что такое устранение возможно путем возложения на Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области в течение 20 дней с момента поступления учетного дела К.А.К. принять одно из решений, предусмотренных Порядком обеспечения жильем, путем включения К.А.К. в сводный список граждан, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Однако, с решением в указанной части судебная коллегия согласиться не может. Как уже отмечено ранее, согласно пункту 2.5 Порядка обеспечения жильем, Комитет в течение 20 дней со дня поступления учетного дела должен принять одно из следующих решений: об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения; либо об отказе в обеспечении жилым помещением; либо о возвращении документов органу местного самоуправления.
Возвращение учетного дела К.А.К., содержащего все необходимые документы для принятия решения об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, либо об отказе в обеспечении жилым помещением, судом признано незаконным.
Следовательно, Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области обязано принять решение либо об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, либо об отказе в обеспечении жилым помещением, как того предусматривает пункт 2.5 Порядка обеспечения жильем.
При таком положении, решение суда в указанной части подлежит изменению. Учитывая, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области является правопреемником Комитета по строительству Администрации Волгоградской области, а Постановление Администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года N 197-п "О порядке обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" не утратило своего действия, судебная коллегия полагает, что на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области должна быть возложена обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и свобод К.А.К. путем принятия решения об обеспечении жилым помещением с учетом выбранной ею формы обеспечения, либо об отказе в обеспечении жилым помещением, в соответствии с п. 2.5 Порядка обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года N 197-п.
Иных доводов, направленных на отмену судебного постановления апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 26 октября 2012 года изменить в части возложения на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод К.А.К. путем включения К.А.К. в сводный список граждан, обладающих правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Постановить в указанной части новое решение, которым обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод К.А.К. путем принятия решения об обеспечении жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, либо об отказе в обеспечении жилым помещением, в соответствии с п. 2.5. Порядка обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 03.05.2011 года N 197-п".
В остальной части решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 26 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" по доверенности А. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
судья Волгоградского областного суда Е.В.Иванова
Судья Матвиенко Н.О. Дело N 33-438/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
21 февраля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей Веркошанской Т.А., Ивановой Е.В.
при секретаре Игнатовой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области по доверенности А.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года, которым исковые требования К.А.К. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности - удовлетворены в части
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ивановой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 26 октября 2012 года изменить в части обязания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области внести К.А.К. в сводный список.
Постановить в указанной части новое решение: "Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Климова Андрея Константиновича путем принятия решения об обеспечении жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, либо об отказе в обеспечении жилым помещением, в соответствии с п. 2.5. Порядка обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 03.05.2011 года N 197-п".
В остальной части решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 26 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области по доверенности А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.