Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.
судей Веркошанской Т.А., Ивановой Е.В.
при секретаре Яхьяевой С. Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова В. С. к Комитету по строительству администрации "адрес" о признании права на дополнительное жилое помещение и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Абрамова В. С.
на решение Ворошиловского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым
Абрамову В. С. в иске к Комитету по строительству администрации "адрес" о признании права на дополнительное жилое помещение и возложении обязанности отказано.
Заслушав доклад судьи Веркошанской Т.А., объяснения представителя Абрамова В.С. - Биряевой О.Г. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства и ЖКХ "адрес" - Александрова А.М., представителя Департамента по жилищной политике администрации Волгограда - Коновалова В.А., возражавших в отношении доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Абрамов В.С. обратился в суд с иском к Комитету по строительству администрации "адрес", в котором просил признать его право на получение дополнительной жилой площади в размере " ... " кв. метров и возложить на Комитет по строительству администрации "адрес" обязанность выдать ему в очередном порядке Государственный сертификат с выделением целевой субсидии на приобретение жилья с учетом дополнительной жилой площади в размере " ... " кв. метров по средней рыночной стоимости за 1 кв. метр на момент выдачи Государственного Жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указал, что он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как инвали "адрес" группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, состоит под учетным номером N " ... ". Считает, что имеет право при получении в счет улучшения жилищных условий квартиры претендовать на получение дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты.
16 июля 201 года он обратился с запросом в Комитет по строительству администрации "адрес" о предоставлении информации о реализации его права на предоставление дополнительной жилой площади при выдаче жилищного сертификата в рамках программы "Жилище 2011-2015".
Комитетом по строительству администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ истцу был дан ответ, что его право на дополнительную жилую площадь будет учитываться при предоставлении справки о наличии соответствующего заболевания, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Истец полагает, что его право на получение дополнительной жилой площади должно реализовываться вне зависимости от наличия у него указанных в постановлении Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 заболеваний, поскольку данным постановлением предусматриваются основания для получения дополнительной жилой площади для иной категории инвалидов, инвалидность которых не состоит в причиной связи с ликвидацией Чернобыльской катастрофы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Абрамов В. С. в лице представителя по доверенности - Биряевой О. Г. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует, в связи с чем, подлежит отмене по следующим основаниям.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции указал, что исковые требования истцом предъявлены преждевременно, права истца решениями ответчика не нарушены и оснований для возложения обязанности на ответчика в целях восстановления прав истца не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
Как усматривается из материалов дела, Абрамов В. С. является инвалидом N " ... " группы. Причиной инвалидности является увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС. Инвалидность установлена бессрочно.
На основании Постановления главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-п Абрамов В. С., составом семьи четыре человека, состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку N " ... " "а" участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции действующей на момент принятия Абрамова С.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, а также граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п.11 указанных Правил, право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
На основании п.16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.
При этом право на получение дополнительной площади в размере 15 кв.м. (взамен отдельной комнаты) у инвалидов вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратившихся с заявлением о выдаче жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в период действия законодательства, предусматривавшего право на дополнительную жилую площадь, возникает с момента их обращения и продолжает существовать до фактической реализации ими данного права, вне зависимости от последующих изменений законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Абрамов В. С. обращался в Комитет по строительству администрации "адрес" с требованием сообщить, как будет учитываться его право на получение дополнительной общей площади жилого помещения в размере " ... " кв.м. при выдаче государственного жилищного сертификата.
Письмом Комитета по строительству администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Абрамову В. С. разъяснено, что право на получение дополнительного жилого помещения подтверждается справкой согласно постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь". Право на дополнительную площадь будет учтено при наличии в учетном деле справки в соответствии с Постановлением.
Проанализировав приведенные положения норм действующего законодательства в совокупности с представленными в материалах дела доказательствами судебная коллегия приходит к выводу, что Абрамов В. С., имеет право на обеспечение жильем по Государственному жилищному сертификату с получением дополнительной жилой площади в размере " ... " кв.м., как у инвалида вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обратившегося за мерами социальной поддержки по жилищному обеспечению в период действия законодательства, предусматривавшего его право на дополнительную площадь, но не реализовавшего такое право.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда об отказе Абрамову В. С. в иске ввиду отсутствия нарушения его прав со стороны ответчика, являются необоснованными поскольку письмом Комитета по строительству администрации "адрес" истцу фактически отказано в предоставлении дополнительной жилой площади в размере " ... " кв. м., что является нарушением его прав подлежащих восстановлению путем удовлетворения заявленных требований.
Поскольку из постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", следует, что Министерство строительства и жилищно - коммунального "адрес" является правопреемником Комитета по строительству администрации "адрес", то обязанность выдать истцу в очередном порядке Государственный жилищный сертификат с выделением целевой субсидии на приобретение жилья с учетом дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м. по средней рыночной стоимости 1 кв. метра на момент выдачи Государственного жилищного сертификата необходимо возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес".
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, принять по делу новое решение, которым иск Абрамова В. С. - удовлетворить.
Признать за Абрамовым В. С. право на получение дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" выдать Абрамову В. С., в очередном порядке, Государственный жилищный сертификат с выделением целевой субсидии на приобретение жилья с учетом дополнительной жилой площади в размере " ... " кв.м. по средней рыночной стоимости 1 кв. м. на момент выдачи Государственного жилищного сертификата.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
ВЕРНО
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.