Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей: Кравцовой Е.В., Захаровой Т.А.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшеневой А.А. к администрации " ... " района Волгограда о признании отказа в согласовании переустройства и перепланировки незаконным, возложении обязанности согласовать переустройство и перепланировку,
по апелляционной жалобе администрации " ... " района г.Волгограда
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 25 октября 2012 года, которым иск Горшеневой А.А. удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав Горшеневу А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшенева А.А. обратилась в суд с иском к администрации " ... " района г.Волгограда о признании отказа в согласовании переустройства и перепланировки незаконным и возложении обязанности согласовать указанную перепланировку.
В обоснование заявленных требований указала на то, что являясь собственником квартиры "адрес", с целью улучшения жилищно-бытовых условий была произведена самовольная перепланировка квартиры, заключающаяся в следующем: демонтаж дверного блока и образование арочного дверного проема из гипсокартона между коридором N 5 (N7 ранее) и кухней N 3; демонтаж ненесущих перегородок кладовой N4 (ранее) - глухих, с дверным проемом и дверным блоком в коридоре N 5 (N7 ранее); устройство дверного проема с монтажом в проем дверного блока в ненесущей перегородке между коридором N 5 и жилой комнатой N 2; демонтаж ненесущей перегородки между ванной N 5 (ранее) и туалетом N 6 (ранее), в результате чего образована ванная N 4; демонтаж дверного блока и зашивка влагостойким гипсокартонном дверного проема между ванной N5 (ранее) и коридором N7 (ранее); демонтаж дверного блока и ненесущей перегородки между жилыми комнатами N 1 и N2 (ранее); монтаж новой ненесущей глухой перегородки из 2-х слоев ДСП по деревянному каркасу между жилыми комнатами N1 и N2; замена оконных блоков на металлопластиковые, из ПВХ-профиля со стеклопакетами; монтаж дополнительной наружной двери из металлических профилей; замена труб водопровода и канализации на металлополимерные и полипропиленовые, без изменения диаметров труб; устройство гидроизоляции пола вновь образованной ванной N 4 из 2-х слоев гидроизоляции марки ГИ по прослойке из битумной мастики и покрытия пола из керамогранита по стяжке из цементно-песчаного раствора М150 с добавлением клея "Боларс"; зашивка стояков в ванной N 4 съемным коробом из влагостойкого гипсокартона.
Администрацией района ей отказано в сохранении квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии. Между тем, по заключению ОАО " " ... "" выполненные переустройство и перепланировка квартиры не нарушают строительных и санитарных норм, не нарушают права и законные интересы собственников других помещений, не создают угрозу их жизни и здоровью. Считает указанное решение администрации района незаконным, просит признать отказ администрации " ... " района Волгограда в сохранении перепланировки квартиры "адрес" незаконным и обязать ответчика выдать разрешение на сохранение выполненных переустройства и перепланировки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация " ... " района Волгограда, оспаривая законность постановленного по делу решения, просит его отменить и вынести новый судебный акт.
Представитель администрации " ... " района г.Волгограда надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы: Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Частью 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с ч.4 ст. 17 ЖК Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 25, 26 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст.27 ЖК Российской Федерации основаниями отказа в согласовании перепланировки и переустройства являются:
1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 28 ЖК Российской Федерации, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 29 ЖК Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Частью 4 ст. 29 ЖК Российской Федерации установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Пунктом 2.2. Постановления Администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 "Об утверждении Временного порядка согласования переустройства, и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда, Временного порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории Волгограда и Временного порядка согласования реконструкции нежилых помещений, находящихся в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях на территории Волгограда" предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 2.3.1 Положения об Администрации " ... " района Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года N 40/1252 Администрация района решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки и реконструкции жилых помещений в жилых домах.
Как следует из материалов дела, Горшенева А.А. является собственником квартиры "адрес", состоящей из двух жилых комнат площадью 14,2 кв.м, 10, 5 кв.м, кухни площадью 7,2 кв.м, ванной площадью 3,1 кв.м, коридора площадью 6,6 кв.м, общей площадью 41,6 кв.м.
В целях благоустройства в жилого помещения Горшеневой А.А. проведены переустройство и перепланировка, а именно выполнены такие работы, как: демонтаж дверного блока и образование арочного дверного проема из гипсокартона между коридором N 5 (N7 ранее) и кухней N 3; демонтаж ненесущих перегородок кладовой N4 (ранее) - глухих, с дверным проемом и дверным блоком в коридоре N 5 (N7 ранее); устройство дверного проема с монтажом в проем дверного блока в ненесущей перегородке между коридором N 5 и жилой комнатой N 2; демонтаж ненесущей перегородки между ванной N 5 (ранее) и туалетом N 6 (ранее), в результате чего образована ванная N 4; демонтаж дверного блока и зашивка влагостойким гипсокартонном дверного проема между ванной N5 (ранее) и коридором N7 (ранее); демонтаж дверного блока и ненесущей перегородки между жилыми комнатами N 1 и N2 (ранее); монтаж новой ненесущей глухой перегородки из 2-х слоев ДСП по деревянному каркасу между жилыми комнатами N1 и N2; замена оконных блоков на металлопластиковые, из ПВХ-профиля со стеклопакетами; монтаж дополнительной наружной двери из металлических профилей; замена труб водопровода и канализации на металлополимерные и полипропиленовые, без изменения диаметров труб; устройство гидроизоляции пола вновь образованной ванной N 4 из 2-х слоев гидроизоляции марки ГИ по прослойке из битумной мастики и покрытия пола из керамогранита по стяжке из цементно-песчаного раствора М150 с добавлением клея "Боларс"; зашивка стояков в ванной N 4 съемным коробом из влагостойкого гипсокартона.
По заключению ОАО " ... " о надежности строительных конструкций квартиры "адрес" критических деформаций, значительных дефектов, повреждений деформационной природы и силового характера в конструкциях не выявлено. Жилое помещение можно сохранить в перепланированном и переустроенном виде. Изменения, связанные с перепланировкой и переустройством квартиры "адрес" не угрожают жизни и здоровью граждан, не затрагивают охраняемые государством интересы и права третьих лиц, не нарушают эксплуатационную надежность и долговечность несущих и ограждающих конструкций и позволяют дальнейшую безаварийную эксплуатацию квартиры и жилого дома в целом.
В июне 2012 года Горшенева А.А. обратилась в администрацию " ... " района Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии с приложением документов, предусмотренных ст. 26 ЖК Российской Федерации.
Решением администрации " ... " района г.Волгограда от 20 июля 2012 года в сохранении переустройства и перепланировки истцу отказано, ввиду отсутствия решения о согласовании переустройства и перепланировки квартиры.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
Поступившие в суд апелляционной инстанции документы, представленные Горшеневой А.А. при обращении в администрацию района с заявлением о сохранении перепланировке в ее квартире также свидетельствуют о том, что изменения, связанные с указанной перепланировкой не угрожают жизни и здоровью граждан, не затрагивают, охраняемые государством, интересы и права третьих лиц, не нарушает эксплуатационную надежность и долговечность несущих и ограждающих конструкций и позволяют дальнейшую безаварийную эксплуатацию квартиры и жилого дома в целом.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, верно истолковав и применив правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", приняв во внимание, что указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК Российской Федерации документы были представлены истцом в орган местного самоуправления, произведенная Горшеневой А.А. перепланировка соответствуют требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, суд счел решение администрации " ... " района Волгограда от 20 июля 2012 года об отказе в сохранении переустройства и перепланировки незаконным.
Судом правильно применены положения ч. 4 ст. 29 ЖК Российской Федерации, согласно которой жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие решения об отказе в согласовании перепланировки ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Доказательств того, что произведенная перепланировка повлияла на законные интересы граждан, а жилое помещение в существующем виде создает угрозу их жизни или здоровью в нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации " ... " района г.Волгограда права на согласование перепланировки после ее самовольного проведения, судебная коллегия не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании положений ст. 14 ЖК РФ и "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда", утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005г. (в редакции от 15.04.2011г), которыми соответствующие полномочия данному лицу предоставлены.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п.7 ч. 1 ст.14, ст.ст.26028 ЖК РФ согласовать по заявлению собственника самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Другие доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судом и не нуждаются в переоценке.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 25 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации " ... " района г.Волгоград - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.