Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Игошевой Г.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области: Зязиной В.И.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зенкова А.М. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15.07.2013, которым в отношении Зенкова А.М., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес" установлен административный надзор сроком на 2 (два) года.
В отношении Зенкова А.М. установлены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей в ночное время;
Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Вашкинского районного суда Вологодской области от 06.02.2009 (с учетом постановления Шекснинского районного суда Вологодской области от 20.08.2012) Зенков А.М. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам 11 месяцам лишения свободы.
Зенков А.М. отбывает наказание с 14.10.2008. Срок отбытия наказания - 13.09.2013.
Согласно приговору Вашкинского районного суда Вологодской области от 06.02.2009 в действиях Зенкова А.М. установлен рецидив преступлений.
В период отбывания наказания (24.08.2010) Зенков А.М. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
14.06.2013 начальник ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Зенкова A.M. административного надзора сроком на 6 лет.
Кроме того, просил рассмотреть вопрос об установлении Зенкову А.М. следующих административных ограничений: обязательной явки четыре раза в месяц в дни, установленные ОМВД, в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания Зенкова А.М., в определенное судом время суток; запрещения пребывания в определенных местах, установленных ОВД;
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Матвеенко О.Ф. доводы заявления поддержала в полном объеме.
Заинтересованное лицо Зенков A.M. доводы представителя ФКУ ИК-17 об установлении надзора и ограничений не признал обоснованными, указав, что в течение последних 3 лет не имеет нарушений режима, не подвергался дисциплинарным взысканиям, в связи с чем его нельзя считать злостным нарушителем режима содержания. Полагал, что установление надзора ограничивает его гражданские права, противоречит Конституции Российской Федерации.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Зенков А.М. просит изменить решение суда, сократив срок административного надзора и отменив административные ограничения по доводам, аналогичным, изложенным в суде первой инстанции.
В возражениях на жалобу прокурор прокуратуры Шекснинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что срок административного ограничения установлен Зенкову А.М. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или
дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, приговором Вытегорского районного суда Вологодской области от 05.05.2005 Зенков А.М. осужден по пунктам "а,в" части 2 статьи 158, пункту "в" части 2 статьи 158, части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы. 06.09.2009 приговором Вашкинского районного суда Вологодской области от 06.02.2009 (с учетом постановления Шекснинского районного суда Вологодской области от 20.08.2012) Зенков А.М. вновь осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам 11 месяцам лишения свободы. В действиях Зенкова А.М. установлен рецидив преступлений. За время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Освобожден Зенков А.М. по истечении срока наказания 13.09.2013.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Когда в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 этого Закона.
Таким образом, административный надзор Зенкову А.М. должен быть установлен на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, согласно которым административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления или преступления при рецидиве преступлений.
В силу пункта 1 части 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Поскольку Зенков А.М. является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд обоснованно установил в отношении его административный надзор.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 этого закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, срок административного надзора может быть установлен Зенкову А.М. на срок от одного года до трех лет.
При этом, как указано в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", в соответствии с частью 3 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах либо до момента погашения судимости), исчисляемый соответственно со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел либо со дня вступления решения суда об установлении или продлении административного надзора в законную силу.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Зенков А.М. согласно статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения Зенковым А.М. преступления) составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Зенкова А.М. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор ему сроком на 2 года, установив в качестве административных ограничений на период надзора следующие обязанности: являться два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей в ночное время.
При этом суд правомерно исходил из того, что Зенков А.М. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 и в пункте 1 части 3 статьи названного Закона (совершение тяжкого преступления, рецидив преступлений, признание в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие личность Зенкова А.М. данные.
Довод Зенкова А.М. о том, что установление административного надзора нарушает его гражданские права и противоречит Конституции Российской Федерации является несостоятельным, поскольку установление административного надзора не ухудшает его положения как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Установление административного надзора в отношении Зенкова А.М. на срок до погашения судимости соответствует требованиям статьи 5 Федерального закона и отвечает задачам административного надзора.
Данное положение подтверждено и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 597-О-О, в котором Конституционный суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
На основании статьи 10 указанного Закона Зенков А.М., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенкова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Г.Н.Игошева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.