Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шиловского Н.В. на решение Шекснинского районного суда от 17 июля 2013 года, которым постановлено: установить в отношении Шиловского Н.В., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес" административный надзор сроком на 6 (шесть) лет.
Установить в отношении Шиловского Н.В. административные ограничения:
- запретить Шиловскому Н.В. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания, с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время;
- обязать Шиловского Н.В. 2 раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запретить Шиловскому Н.В. посещение предприятий общественного питания с целью распития спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Никольского районного суда от 07 июля 2010 года (с учетом постановления Шекснинского районного суда от 10 августа 2011 года) Шиловский Н.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. В соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации назначенное Шиловскому Н.В. наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 3 года (л.д.7-8, 10).
Постановлением Никольского районного суда от 29 сентября 2010 года условное осуждение, назначенное приговором Никольского районного суда от 07 июля 2010 года, в отношении Шиловского Н.В. отменено, Шиловский Н.В. направлен для отбытия наказания в виде лишения свободы сроком 3 года в исправительной колонии строгого режима (л.д.9.
13 июня 2013 года Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора.
В обоснование требований указано, что Шиловский Н.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области с 28 ноября 2010 года. Конец срока отбытия наказания - 28 сентября 2013 года. Совершенное Шиловским Н.В. преступление относится к категории тяжких. В соответствии с приговором суда в его действиях был признан опасный рецидив преступлений.
Просили установить в отношении Шиловского Н.В. административный надзор сроком на 6 лет, до 28 сентября 2019 года и административные ограничения в виде обязательной явки в ОВД четыре раза в месяц по месту жительства и запрещения пребывания в определенных местах, устанавливаемых ОВД, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в определенное время суток.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Матвеенко О.Ф. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Шиловский Н.В. с установлением в отношении него административного надзора не согласился. В возражение указал, что в период отбывания наказания режима содержания он не нарушал, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался. Полагал, что установление административного надзора ограничивает его гражданские права, противоречит Конституции Российской Федерации и необоснованно ухудшает его положение.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Шиловский Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности. Полагает установление в отношении него административного надзора дополнительным наказанием за ранее совершенное преступление и тем самым нарушающее его конституционные права и свободы как гражданина Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Шекснинского района Дюжакова О.С., ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
По смыслу части 2 статьи 3 приведенного Закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и виды установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Статьей 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" регламентированы сроки установления административного надзора.
Такой срок в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 названного Закона устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 часть 1 статья 5).
Как следует из материалов дела, Шиловский Н.В. ранее был судим, отбывал наказание в виде реального лишения свободы. 07 июля 2010 года вновь осужден, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений.
О наличиях в действиях Шиловского Н.В. опасного рецидива преступлений свидетельствует приговор Никольского районного суда от 07 июля 2010 года (л.д.7) и назначение осужденному отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора за Шиловским Н.В., запретив ему на период административного надзора пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время, посещение предприятий общественного питания с целью распития спиртных напитков, а также обязав его два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации.
При этом суд правомерно исходил из того, что Шиловский Н.В. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку имеется опасный рецидив преступлений, то есть обстоятельства указанные в части 2 статьи 3 названного Закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы об отмене административных ограничений, подлежат отклонению. При выборе административных ограничений судом первой инстанции приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенного преступления и характеризующие Шиловского Н.В. данные.
В то же время в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него ограничений, а также за выполнением им предусмотренных законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица. Статья 10 Закона предусматривает возможность поднадзорного лица обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, в связи с исключительными личными обстоятельствами, установленными частью 3 статьи 12 Закона.
Более того, на основании статьи 10 этого же Закона, Шиловский Н.В., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Доводы жалобы Шиловского Н.В. о том, что установление административного надзора является дополнительным наказанием, нарушает его конституционные права, основаны на ошибочном толковании законодательства, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в резолютивную часть решения суда, изложив ее в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда от 17 июля 2013 года изменить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения суда в следующей редакции.
Установить в отношении Шиловского Н.В., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес" административный надзор сроком на 6 (шесть) лет, то есть до 28 сентября 2019 года.
В остальной части решение Шекснинского районного суда от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиловского Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.