Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,
при секретаре Полуэктовой Н.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Синицына А.Е. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от "ДАТА", которым заявление начальника ФКУ ИК- N ... УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Синицына А.Е., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес", удовлетворено.
Установлен в отношении Синицына А.Е. административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок погашения судимости ... лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до "ДАТА".
Установлены в отношении Синицына А.Е. следующие административные ограничения:
-три раза в месяц являться для прохождения регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания;
-запрещено посещение мест проведения культурно-массовых мероприятий;
-запрещен выезд Синицына А.Е. за пределы области населенного пункта по месту жительства без разрешения органов внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" (с учетом постановления ... от "ДАТА") Синицын А.Е. осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статей ... Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно назначено наказание в виде ... лишения свободы с ...
С "ДАТА" осужденный Синицын А.Е. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК- N ... УФСИН России по Вологодской области).
"ДАТА" начальник ФКУ ИК- N ... УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование требований указал, что Синицын А.Е. отбывает наказание в исправительном учреждении за совершение тяжкого преступления. Ранее неоднократно был судим за совершение тяжких преступлений, в связи с чем, приговором суда в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.
За время пребывания в исправительном учреждении Синицын А.Л. зарекомендовал себя следующим образом: трудоустроен не был и стремления не проявлял. Систематически нарушал порядок отбывания наказания, за что наказывался в дисциплинарном порядке, в том числе водворялся в штрафной изолятор. Наказание отбывал в строгих условиях содержания, поскольку совершил преступление в местах лишения свободы. Мероприятия воспитательного характера посещает не регулярно, реагирует слабо. Принадлежит к группе осужденных отрицательной направленности.
Просил суд установить в отношении Синицына А.Е. административный надзор на срок погашения судимости ... лет - до "ДАТА" и административные ограничения: три раза в месяц являться для прохождения регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещение посещения мест проведения культурно-массовых мероприятий; запрещения выезда за пределы Вологодской области.
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ИК- N ... УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьева Е.Б. требования подержала.
Заинтересованное лицо Синицын А.Е. с требованиями не согласился, поскольку не считает себя настолько опасным для общества, чтобы в отношении него устанавливался административный надзор на срок ... лет.
Участвующий в деле помощник Сокольского межрайонного прокурора Соколов А.А. полагал требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в целях реализации Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Синицын А.Е. просит решение суда отменить, поскольку назначенное наказание по приговору суда он отбыл в полном объеме. Полагал, что срок административного надзора является завышенным.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ ИК- N ... УФСИН России по Вологодской области, помощник прокурора Сокольского межрайонного прокурора Вологодской области Соколов А.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время, часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Синицын А.Е. отбывал наказание по приговору ... от "ДАТА" (с учетом постановления ... от "ДАТА") за совершение ... преступления.
К наказанию, назначенному приговором ... от "ДАТА" на основании статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации было частично присоединено наказание в виде лишения свободы два месяца, не отбытое по приговору от "ДАТА".
Приговором ... от "ДАТА" Синицын А.Е. был осужден за совершение тяжкого преступления. В действиях Синицына А.Е. был установлен опасный рецидив преступлений.
"ДАТА" Синицын А.Е. освобождён из ФКУ ИК- "ДАТА" УФСИН России по Вологодской области по отбытию срока наказания.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 2, 4, 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Синицын А.Е. был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Синицына А.Е. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор Синицыну А.Е. сроком на шесть лет, определив ему административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 3 раза в месяц; запрета выезда за пределы области населенного пункта по месту жительства без разрешения органов внутренних дел; запрета посещения мест проведения культурно - массовых мероприятий.
При этом суд правомерно исходил из того, что Синицын А.Е. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона ( ... ).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Синицына А.Е. данные.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него ограничений, а также за выполнением им предусмотренных законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания.
Статья 10 Закона предусматривает возможность поднадзорного лица обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, в связи с исключительными личными обстоятельствами, установленными частью 3 статьи 12 Закона.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются, и способствуют предупреждению совершения Синицыным А.Е. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Довод апелляционной жалобы Синицына А.Е. относительно того, что применение к нему административного надзора противоречит Конституции Российской Федерации, является мерой наказания за деяния, в отношении которых он уже понес наказание, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неверном толковании нормы права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Синицына А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: М.В. Соколова
О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.