Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Полуэктовой Н.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Барлета Д.А., апелляционному представлению прокурора Шекснинского района Вологодской области на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 06.08.2013, которым в отношении Барлета Д.А., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес", установлен административный надзор сроком на 6 (шесть) лет.
В отношении Барлета Д.А. установлены административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в дни, установленные ОМВД, в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания Барлета Д.А., с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время;
- запрещения посещения ресторанов и кафе с целью распития спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
14.01.2010 приговором Череповецкого городского суда Вологодской области (с учетом постановления Сокольского районного суда Вологодской области от 24.05.2011) Барлет Д.А. осужден по части 1 статьи 158, пункту "г" части 2 статьи 161, пункту "а" части 3 статьи 158, части 1 статьи 158, части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания - 09.10.2013.
Барлет Д.А. совершил преступление, которое в соответствии с уголовным законом отнесено к категории тяжких, совершено при опасном рецидиве, так как Барлет Д.А. ранее 16.10.2009 был осужден за совершение тяжкого преступления, судимость не погашена.
08.07.2013 начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Вологодской области) обратился в суд с заявлением, в котором просил установить в отношении осужденного Барлета Д.А. административный надзор сроком на 6 лет.
Кроме того, просил установить Барлету Д.А. административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, устанавливаемых ОВД, обязательной явки четыре раза в месяц в ОВД по месту жительства, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Барлета Д.А. в определенное время суток.
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области Матвеенко О.Ф. заявленные требования поддержала.
Заинтересованное лицо Барлет Д.А. с установлением в отношении него административного надзора согласился частично. Полагал, что установление административного надзора ограничивает его гражданские права, противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку он полностью отбыл назначенное судом наказание, в связи с чем установление в отношении него дополнительных ограничений в виде административного надзора необоснованно ухудшает его положение.
Участвующий в деле помощник прокурора Шекснинского района Дюжакова О.С. в заключении полагала заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Барлет Д.А., не приводя новых доводов, просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Ссылается на то, что не является злостным нарушителем порядка отбывания наказаниия, дважды поощрялся администрацией колонии.
В апелляционном представлении прокурор прокуратуры Шекснинского района просит решение суда привести в соответствие требованиям статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) в части установления срока административного надзора, указав дату, до которой устанавливается административный надзор - 09.10.2019.
В возражениях на апелляционную жалобу Барлета Д.А. исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области Быстров П.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Барлет Д.А. ранее судим за совершение в том числе и тяжкого преступления, отбывал наказание в виде реального лишения свободы. 14.01.2010 вновь осужден за совершение тяжкого преступления к 4 годам лишения свободы, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений, что установлено приговором Череповецкого городского суда Вологодской области.
09.10.2013 Барлет Д.А. подлежит освобождению из мест лишения свободы по истечении срока наказания.
За время пребывания в исправительном учреждении зарекомендовал себя следующим образом. Был трудоустроен в центре трудовой адаптации осужденных. Имел взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в 2012 году трижды привлекался к дисциплинарной ответственности, поощрялся дважды в 2011 году. Мероприятия воспитательного характера посещал не регулярно, участия в общественной жизни отряда и учреждения не принимал. В коллективе осужденных конфликтов и ссор не допускал. Отношения с родственниками поддерживал путем переписки и свиданий. Вину по приговору суда признал полностью.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (часть 3 статьи 4 Закона N 64-ФЗ).
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Барлет Д.А. согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения Барлетом Д.А. преступления) составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Барлета Д.А. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор ему сроком на 6 лет, установив административные ограничения на период надзора в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Барлета Д.А., в ночное время суток; запрещения посещений ресторанов и кафе с целью распития спиртных напитков.
При этом суд правомерно исходил из того, что Барлет Д.А. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Барлета Д.А. данные.
Довод Барлета Д.А. о том, что установление административного надзора ухудшает его положение осужденного, является несостоятельным, поскольку установление административного надзора не ухудшает его положения как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Установление административного надзора в отношении Барлета Д.А. на срок до погашения судимости соответствует требованиям статьи 5 Федерального закона и отвечает задачам административного надзора.
Данное положение подтверждено и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 597-О-О, в котором Конституционный суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
На основании статьи 10 указанного Закона, Барлет Д.А., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Вместе с тем доводы апелляционного представления о невыполнении судом требований части 3 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заслуживают внимания.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 23 Постановления от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", в соответствии с частью 1 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах либо до момента погашения судимости), исчисляемый соответственно со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел либо со дня вступления решения суда об установлении или продлении административного надзора в законную силу.
В то же время, устанавливая административный надзор в отношении Барлета Д.А. сроком на шесть лет, суд одновременно не указал конкретный период его окончания, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым внести соответствующие изменения в резолютивную часть решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 06.08.2013 - изменить, апелляционное представление прокурора Шекснинского района удовлетворить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 09.10.2019.
В остальной части решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 06.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Барлета Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.