Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Вершининой О.Ю., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре Полуэктовой Н.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шереметовой С.Ф. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Шереметовой С.Ф. о признании постановления незаконным и не порождающим правовых последствий.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения представителя Шереметовой С.Ф. Бессоновой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением мэра города Череповца от "ДАТА" N ... Шереметова С.Ф. численным составом семьи 2 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы мэрией города Череповца принято решение о признании семьи Шереметовой С.Ф. участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Уведомлением мэрии города Череповца от "ДАТА" Шереметова С.Ф. извещена о включении ее молодой семьи - участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в резервный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в "ДАТА" и в список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на "ДАТА" по "адрес".
Постановлением мэрии города Череповца от "ДАТА" N ... "Об исключении из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" семья Шереметовой С.Ф. численным составом 2 человека исключена из списка молодых семей - участников программы, поскольку возраст Шереметовой С.Ф. в "ДАТА" превысил допустимый.
Оспаривая правомерность принятого постановления, "ДАТА" Шереметова С.Ф. обратилась в суд с заявлением к мэрии города Череповца о признании незаконным и не порождающим правовых последствий постановления мэрии города Череповца от "ДАТА" N ... "Об исключении из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Требования мотивировала тем, что в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Ее семья была признана участницей программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в "ДАТА", когда ей было ... В "ДАТА" ее семья включена в резервный список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на "ДАТА" по "адрес". На основании изложенного полагала, что принятое постановление противоречит действующему законодательству и является незаконным.
Заявитель Шереметова С.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя Шереметовой С.Ф. по доверенности Бессонова Е.И. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица мэрии города Череповца по доверенности Воронова М.Ю. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суду пояснив, что претенденты включаются в список в планируемом году, исходя, в том числе, из их возраста. Данный список формируется мэрией города Череповца и утверждается Департаментом развития муниципальных образований "адрес".
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шереметова С.Ф., не приводя новых доводов, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для их удовлетворения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Пунктом 5 названных правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после "ДАТА" закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Названным постановлением утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, согласно которым условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, а также основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, соответствуют содержанию Правил от 13 мая 2006 года.
В соответствии с пунктами 20 - 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования орган местного самоуправления в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который затем формирует свой сводный список и направляет его государственному заказчику программы. После определения государственным заказчиком программы размера субсидии, представляемой бюджету субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение указанной социальной выплаты, а после этого доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств и выписки из утвержденного списка молодых семей. В течение 2-х месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Судом установлено, что семья Шереметовой С.Ф., будучи включенной в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в "ДАТА", имела право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2009 и 2010 годах, поскольку в данный период возраст заявителя не превышал 35 лет, однако социальная выплата семьей Шереметовой С.Ф. предоставлена не была в связи с наличием очередности включения в списки участников программы, исходя из объема финансирования в планируемом году, а также с учетом приоритета граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до "ДАТА", к числу которых Шереметова С.Ф. не относится, поскольку ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением мэра города Череповца от "ДАТА" N ...
Постановлением Правительства Вологодской области от 23 августа 2011 года N 1013 утверждена областная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, в связи с чем семья Шереметовой С.Ф. включена в списки молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату, по "адрес" - в "ДАТА" под N ... , в "ДАТА" - под N ...
В "ДАТА" Шереметова С.Ф., "ДАТА" года рождения, достигла возраста ... , в связи с чем постановлением мэра города Череповца от "ДАТА" N ... ее семья исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, как несоответствующая условиям программы.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что в силу прямого указания закона условие о возрасте молодой семьи - не превышение 35 лет - должно быть не на момент принятия органом местного самоуправления в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Иное основано на ошибочном толковании заявителем норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку в "ДАТА" заявитель достиг возраста ... , а право на получение социальной выплаты связано с установленным критерием возраста родителя в неполной семье, дающим право на получение указанной выше меры государственной социальной поддержки, то достижение им предельного возраста влечет утрату статуса молодой семьи и соответственно права на включение семьи в список молодых семей - участников подпрограммы.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается и судебная коллегия. Оснований для изменения решения суда по указанным доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шереметовой С.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.