Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Агафоновой Р.Г.,
судей Бабкиной Г.Н., Востриковой Г.Ф.,
при секретаре Ш.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Востриковой Г.Ф.
гражданское дело по исковому заявлению К., К. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К. к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании недействительным постановление администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области N ... от ... года в части исключения их семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, муниципальной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2011-2015 годы" и восстановлении в указанных списках с учетом сохранения порядка очередности,
по апелляционной жалобе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области
на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 июня 2013 года
(судья Разумова М.В.),
УСТАНОВИЛА:
К. и К., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., обратились в суд с исковым заявлением к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании недействительным постановление администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области N ... от ... года в части исключения их семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, муниципальной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2011-2015 годы" и восстановлении в указанных списках с учетом сохранения порядка очередности.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 июня 2013 года исковые требования К. и К., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К. и К., удовлетворены в полном объеме (л.д. 31-35).
В апелляционной жалобе администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований К. и К. (л.д. 38-41).
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений, а также нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В разделе Ш подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" определены ее основные цели и задачи.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В разделе Ш подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Указанными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675.
Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.п. "а" п.18 указанных Правил, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.5 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей").
При этом, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а также основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, не изменились и предусмотрены, соответственно, пунктами 6 и 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050.
Аналогичные условия признания молодой семьи участницей подпрограммы и основания отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы предусмотрены соответственно пунктами 4.2 и 4.6 долгосрочной областной целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 29.12.2010 N1140.
Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N285, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, а также постановлением Правительства Воронежской области от 29.12.2010 N1140, не предусмотрена; предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является (п.26 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N285, п.26 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050).
В соответствии с пунктом 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.4.2 постановления Правительства Воронежской области от 29.12.2010 года N1140, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются в соответствии с порядком, утвержденным приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 27.02.2012 года N64 утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления Воронежской области списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Указанный Порядок, в редакции приказа Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 28.04.2012 N139, не предусматривал возможность исключения молодой семьи из списков участников подпрограммы или внесения изменений в списки по основанию достижения предельного возраста.
Тот же Порядок в редакции приказа ДАСП ВО от 25.06.2013 года N208, в пункте 3.2 предусматривает, что орган местного самоуправления принимает решение об отказе во включении молодой семьи - участницы Программы в список, в случае если органом местного самоуправления, на момент формирования списка будет установлено, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день утверждения органом местного самоуправления списка превышает 35 лет (фактическое достижение 36 лет). Возможность исключения молодой семьи из списков участников подпрограммы или внесения изменений в списки по основанию достижения предельного возраста данной редакцией приказа также не предусмотрена.
06.04.2011г. администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области принято постановление N952 "О муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2011-2015 годы".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с решением комиссии администрации Борисоглебского городского округа по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 годы" от 08.04.2008г. и постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области N от года семья К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как молодая семья и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 годы"(л.д.19).
В период с 2009 по 2012 г.г. семья Кузнецовых не получила социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, так как не подошла их очередь, следовательно, по причине ограниченного объема финансирования на эти цели.
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа N ... от ... года семья К исключена из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с тем, что возраст одного из супругов, а именно, К достиг 35 лет (л.д. 16-17).
Доказательств, которые свидетельствовали бы о возможности исключения молодых семей из списка участников подпрограммы в соответствии с постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 06.04.2011г. N952 "О муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2011-2015 годы", ответчиком в суд не представлено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности постановления администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области N ... от ... года в части исключения семьи К. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и о том, что истцы подлежат восстановлению в указанном списке, поскольку в соответствии с действующим законодательством участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, а действующее законодательство, в том числе Правила, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с достижением предельного возраста супругами.
Такой вывод суда является правильным, так как на момент принятия решения о включении семьи К. в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.
Суд в решении сослался на положения ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также исходил из того, что одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.
Удовлетворяя исковые требования К., суд учитывал правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О, согласно которой, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (подпункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
Утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N1050 Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.
Согласно целевой программе "Жилье для молодой семьи" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2004 - 2010 годы (раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Также суд принимал во внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 года N 18-П, от 19.06.2002 года N 11-П, от 23.04.2004 года N 8-П, Определения от 04.12.2003 года N 415-О, от 15.02.2005 года N 17-О, от 27.12.2005 года N 502-О и др.).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о том, что судом первой инстанции дело рассмотрено в исковом производстве, а не по правилам главы 25 ГПК РФ, не могут повлечь отмену постановленного решения.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 9 Постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
Для правильного определения вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы заявителей, суду следовало исходить из материального характера правоотношений, из которых вытекают требования.
Поскольку К. обратились в суд с исковым заявлением и заявили требование материально-правового характера о восстановлении их семьи в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с сохранением очередности, то исходя из характера правоотношений, из которых вытекает требование истцов, у суда имелись основания для рассмотрения заявленных требований в порядке искового производства, поскольку такой порядок способствует всестороннему и полному исследованию доказательств, установлению фактических обстоятельств и правильному применению законодательства при рассмотрении дела (ч.2 ст.12 ГПК РФ).
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку не содержат для этого правовых оснований.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.