судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л. В.
судей Федорова В.А., Свечкова А. И.
при секретаре: Бахметьевой Е. А.
по докладу судьи Федорова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к отделу по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района и администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о взыскании с учетом индексации задолженности по возмещению расходов для восстановления нарушенного права на бесплатное отопление и электроснабжение жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
на решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 27 марта 2013 года
(судья Ландаков Н. П.)
УСТАНОВИЛА:
С обратилась в суд с иском к отделу по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района и администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о взыскании с учетом индексации задолженности по возмещению расходов для восстановления нарушенного права на бесплатное отопление и электроснабжение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1 сентября 1994 года по настоящее время работает в Горской школе, на территории Гвазденского сельского поселения в качестве учителя, проживает в с. Гвазда.
14 марта 2013 года С обратилась в суд с иском о взыскании с отдела по образованию и администрации Бутурлиновского муниципального района задолженности по компенсации коммунальных платежей, указав при этом, что местные органы власти согласно постановления СМ СССР от 10 февраля 1948 года за N246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ", постановления СМ СССР от 4 мая 1971 года за N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" и п.5 ст.55 ФЗ "Об образовании" обязаны были предоставлять ей бесплатное отопление и электроснабжение ее жилого дома.
Так как надлежащего финансирования этих льгот не производилось, то педагогические работники оплачивали свет и тепло в своих домах за свой счет. После этого на основании статданных о средних потребительских ценах на уголь, дрова и электроэнергию, а также исходя из норм обеспечения, утвержденных решением исполкома Воронежского областного Совета N277 от 9 июня 1988 года "О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением" производился расчет денежной компенсации, которая должна была быть выплачена льготнику, исходя из нормы:
- угля - 2,4 т,
- дров - 2,5 складо-метра,
- электричества - 450 квт.
В Горской школе составлялись списки педагогических работников и велся подсчет причитавшимся им выплат, которые передавались в отдел по образованию. Согласно этим спискам задолженность ответчика перед ней составляет:
По углю:
- (..)
По дровам:
(..)
По электроэнергии:
- (..)
Ответчиком никогда не отрицалось наличие данного долга, в средствах массовой информации, в Интернете печаталось, что долги скоро будут выплачены, что планируете выделение средств.
28 декабря 2009 года в счет погашения задолженности ей на лицевой счет сберегательной книжки было перечислено (..) руб., а 12 апреля 2010 года - (..) руб.
Ответчиком было нарушено ее право на бесплатное коммунальное обеспечение дома, что повлекло для нее реальные убытки, поэтому она просила суд с учетом полученных выплат в счет погашения долга, взыскать с ответчиков с учетом индексации на индекс потребительских цен за период с 1995 года по 2004 год (..) руб.
Решением Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 27.03.2013 г. исковые требования С удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Бутурлиновского муниципального района Воронежской области просит об отмене решения как незаконного и не обоснованного и принятия по делу нового решения об отказе в иске по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно постановлений СМ СССР "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" местные органы власти обязаны предоставлять педагогическим работникам села бесплатное отопление и электроснабжение жилья.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О действии актов органов СССР на территории РСФСР" указанные постановления являются действующими.
Согласно п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов РФ.
Законом Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" регламентированы условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам сельской местности.
В силу требований ст.8 ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативное правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом ч.1 ст. 160 ЖК РФ гарантирует отдельным категориям граждан предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст.55 ФЗ "Об образовании" эта гарантия распространяется и на педагогических работников сельской местности.
В соответствии с действовавшим ранее ЖК РСФСР /ст.59/ специалисты, работавшие и проживавшие в сельской местности, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Право педагогических работников сельской местности на отопление и освещение жилого помещения является федеральной мерой социальной поддержки, ответственность за исполнение которой несет муниципальное образование.
В силу п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полной возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрен: возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
С учетом вышеуказанного постановления СМ СССР от 10 марта 1948 года за N246, решения исполкома Воронежского областного Совета от 9 июня 1998 года N277. Закона РФ "Об образовании" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по обязательствам по оплате коммунальных услуг работникам муниципальной системы образования, возникшим до 1 января 2005 года, ответственность несет муниципальное образование.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий /бездействия/ государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из материалов дела, С зарегистрирована и проживает по адресу: с. Гвазда, ул. (..), д. 33
Указанное домовладение общей отапливаемой площадью (..) кв.м.
Согласно трудовой книжке педагогическую работу С начала в Горской ООШ, осуществляющей свою деятельность на территории Гвазденского сельского поселения с 1 сентября 1994 г., где и продолжает работать по настоящее время.
Согласно справке администрации Гвазденского сельского поселения на основании норм обеспечения, утвержденных решением исполкома Воронежского областного Совета "О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением", устанавливались нормы:
- (..)
Согласно спискам учителей и пенсионеров Горской ООШ, пользующихся коммунальными услугами, задолженность по компенсации коммунальных услуг перед С составляют:
По электроэнергии:
- (..)
По углю:
- (..)
По дровам:
(..)
Из представленной С сберегательной книжки следует, что 28 декабря 2009 года в счет погашения задолженности ответчиком ей было перечислено (..) руб., а 12 апреля 2010 года - (..) руб.
По сообщению главы администрации Бутурлиновского муниципального района от 28 января 2013 года за N 0280 задолженность по коммунальным услугам перед педагогическим работниками за 1994-2004 года по району составила (..) руб.
Однако в бюджете Бутурлиновского муниципального района на 2013 год средства на указанные цели не предусмотрены, так как документы, подтверждающие расходы, понесенные гражданами, отсутствуют.
Департамент труда и социального развития Воронежской области в своем сообщении от 28 сентября 2011 года за N12-П-5914 указал, что до 1 января 2005 гола финансирование расходов, связанных с предоставлением специалистам села бесплатных квартир с отоплением и освещением, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством обязанности перед гражданами по погашению долгов муниципальных образований несут их органы власти.
Областным бюджетом оказывалась финансовая помощь муниципальным районам на погашение этой задолженности.
Правительством Воронежской области в адрес глав муниципальных районов области направлено письмо о включении задолженности в бюджет муниципального района.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате расходов за отопление и электроснабжение жилья педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляться должным образом органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям законов, которые в решении суда приведены.
Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность вынесенного судом решения и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутурлиновского районного суда Воронежской области от 27 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.