судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Холодкова Ю.А.
судей: Веретенниковой М.В., Хныкиной И.В.
при секретаре Федосовой Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Холодкова Ю.А.
гражданское дело по иску Сухоцкого П.П. к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, филиалу КУВО "Управление социальной защиты населения" о нарушении социальных прав инвалида
по апелляционной жалобе Департамента труда и социального развития Воронежской области
на решение Россошанского районного суда Воронежской области от 21 мая 2013 года
(судья Ворона А.В.)
УСТАНОВИЛА:
Сухоцкий П.П. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Воронежской области, филиалу КУВО "Управление социальной защиты населения", мотивируя свои требования тем, что является инвалидом 1 группы, в связи с чем и в соответствии с действующим законодательством (ФЗ "О государственной социальной помощи") до 01.12.2011г. обратился в Государственное учреждение Филиал КУВО "Управление социальной защиты населения Воронежской области "Россошанского района" с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, приложив к заявлению справку формы N 070/у-04, подтверждающую наличие медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, а также предоставил медицинскую справку установленной формы от 02.11.2011 года.
До настоящего времени санаторно-курортное лечение ему не предоставлено. Сообщением от 13.02.2013 года истец уведомлен лишь о включении в список граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение за N 18.
В этой связи просил обязать ответчиков предоставить ему санаторно-курортную путевку, взыскать с них штраф, моральный вред и неустойку.
Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 21.05.2013 года исковые требования Сухоцкого П.П. удовлетворены частично, а именно - Департамент труда и социального развития Воронежской области обязан предоставить истцу и сопровождающему его лицу санаторно-курортную путевку за 2012г. в специализированный санаторий, в остальной части требований истцу отказано (л.д. 103, 104).
В апелляционной жалобе Департамент труда и социального развития Воронежской области просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 109-110).
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области Б. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Сухоцкий П.П. полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель КУВО "Управление социальной защиты населения Россошанского района" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушании дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав, объяснения представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области Б., Сухоцкого П.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011 года) "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды.
Указанным законом не регулируется периодичность предоставления гражданам набора социальных услуг, а установлены только условия, а установлены только условия, при которых социальные услуги предоставляются в установленный период. Законом не предусмотрена компенсация за неиспользованную путевку, также как и не предусмотрено обязательное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением.
Согласно ч.1 ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу п.2 ст.6.3 вышеуказанного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Таким образом, обеспечение граждан санаторно-курортным лечением осуществляется не реже одного раза в год.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе санаторно-курортное лечение инвалидов.
Статья 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, включенных в федеральный перечень, за счет средств федерального бюджета.
В состав федерального перечня реабилитационных мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р, включено санаторно-курортное лечение.
Таким образом, санаторно-курортное лечение является одной из реабилитационных мер, гарантированных публичной властью, в связи с чем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ. Согласно п. 3.7 указанного порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
На основании п.3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ и Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о передаче правительству Воронежской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2102-р, постановлением правительства Воронежской области N 71 от 11 февраля 2010 года утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определен Департамент труда и социального развития Воронежской области.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Сухоцкий П.П. является инвалидом первой группы, а потому относится к категории граждан, имеющих право на получение санаторно-курортной путевки в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Это право истца ответчиками сомнению не подвергается.
Также бесспорно установлено, что 02.11.2011 года, т.е. своевременно, имея намерение получить указанную путевку в 2012г., истец обратился в Департамент труда и социального развития Воронежской области с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, т.е. весь необходимый для этого пакет документов.
Однако санаторно-курортное лечение ему в 2012 году предоставлено не было, истец лишь был поставлен в очередь лиц, выразивших желание на санаторно-курортное лечение за номером 18.
Не предоставлено ему указанное лечение и на время рассмотрения настоящей апелляционной жалобы ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно обязал Департамент труда и социального развития Воронежской области предоставить истцу и лицу, его сопровождающему, санаторно-курортную путевку за 2012г.
Оспаривая постановленное судебное решение, данный ответчик ссылается на то, что с учетом обращения истца за указанной путевкой до 01.12.2011г., у него еще не возникло право требования такой путевки, поскольку это право может возникнуть не ранее 01.01.2014г., т.к. до 01.04.2012г. должны формироваться списки подобный лиц, а до 01.10.2012г. - соответствующие запросы для выделения финансов на эти цели и только после формирования федерального бюджета возможно решение вопроса о выделении истцу такой путевки.
Однако судебная коллегия находит эти доводы несостоятельными, поскольку они противоречат положениям п.2 ст.6.3 ФЗ "О социальной защите".
Неубедительными представляются и ссылки жалобы в той части, что судом не обращено внимания на то, что согласно п.3.1 утвержденного и никем не оспоренного Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, при предоставлении такой путевки учитывается очередность гражданина при принятии его заявления на обеспечение путевкой, тогда как номер очереди истца только 18.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
На основании изложенного, истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета либо наличие большого количества лиц, нуждающихся в подобных путевках, т.к. установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При этом, по мнению судебной коллегии, учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному, опять же, в статье 6.3 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятому в соответствии с данной статьей Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Недостаточность финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок или его отсутствие, равно как и наличие иных лиц данной категории, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
При этом, ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Судебная коллегия отмечает, что возможность ограничения реализации права на получение государственной социальной помощи в виде путевки на санаторно-курортное лечение вследствие каких-либо объективных причин, в том числе финансового характера законодательством не предусмотрена. В данной связи, доводы ответчика об объеме финансирования, недостаточном для обеспечения всех граждан, обладающих правом на получение санаторно-курортного лечения, не могут быть приняты во внимание.
Из системного толкования норм материального права, приведенных выше, следует, что ответчик не может быть освобожден от исполнения социальных обязанностей, неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Несостоятельными с учетом изложенного представляются и ссылки жалобы в той части, что спор, по мнению ответчика, якобы отсутствует, ибо истцу не было отказано в предоставлении требуемой путевки. Напротив, не предоставление этой путевки истцу в 2012г. фактически следует оценивать как нарушение его прав, гарантированных государством.
Ссылки в жалобе на то, что при вынесения решения суд первой инстанции вышел якобы за пределы заявленных истцом требований, обязав Департамент предоставить Сухоцкому П.П. санаторно-курортную путевку за 2012 год в специализированном санатории, тогда как истец просил предоставить путевку без указания санатория, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку в случае неясности решения лица, участвующие в деле, вправе в порядке ст.202 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением о разъяснения решения суда.
Доводов, которые бы ставили под сомнение правильность суждений суда в той части требований Сухоцкого П.П., в удовлетворении которых ему отказано, в жалобе не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследованы представленные доказательства. Выводы суда достаточно аргументированы и являются верными, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст., ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Россошанского районного суда Воронежской области от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социального развития Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.