Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 08 октября 2013 г. по делу N 33-254/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Гордиенко Ю.А., судей Даутова М.Ф. и Дуняшина О.О., при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Службы в " ... " - " ... " Федурина Б.Н. об оспаривании действий начальника указанной Службы, связанных с исключением из списков личного состава Службы в связи с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением, по апелляционной жалобе заявителя на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 16 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего содержание решения суда первой инстанции, обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выступление заявителя Федурина Б.Н. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя начальника вышеназванной Службы Куренкова А.Л., мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа подполковника юстиции Кокоева С.С., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Федурину, в период прохождения военной службы по контракту в Службе " ... ", решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по " ... " от 5 декабря 2012 года отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении. (л.д. 38-39).
17 декабря 2012 года заявитель обратился к вышестоящему командованию, с рапортом об увольнении с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В рапорте заявитель указал, что не обеспечен жилой площадью по нормам действующего законодательства, и просил уволить его с исключением из списков части после реализации государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС, л.д.15).
Приказом начальника Пограничного управления ФСБ России по " ... " от 6 марта 2013 года, Федурин был уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 14).
15 апреля 2013 года в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по " ... " от заявителя поступил рапорт, о принятии его на учёт нуждающихся в жилом помещении в городе " ... " на состав семьи 4 человека, с учётом членов его семьи - " ... " (л.д.40).
23 мая 2013 года заявитель, имеющий выслугу свыше 18 лет в календарном (более 26 лет в льготном) исчислении, по приказу начальника Службы " ... " от 15 мая 2013 года "N" исключён из списков личного состава воинской части (л.д.14).
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по " ... " от 4 июня 2013 года Федурин на состав семьи 4 человека ( " ... "), признан нуждающимся в жилом помещении в городе " ... " и поставлен на учёт нуждающихся в получении жилого помещения в этом городе с 15 апреля 2013 года (л.д.40).
Считая свои права нарушенными, Федурин обратился в Борзинский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором, не оспаривая приказа об увольнении с военной службы, просил признать незаконным приказ начальника Службы в " ... " от 15 мая 2013 года об исключении заявителя из списков личного состава Службы, обязать это должностное лицо отменить данный приказ и зачислить его в указанные списки.
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 16 июля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об удовлетворении заявления, приводя в обоснование следующие доводы.
Суд не учёл, что в поданном им рапорте об увольнении с военной службы он выразил согласие на исключение из списков личного состава воинской части лишь после реализации государственного жилищного сертификата.
Судом и начальником Службы в " ... " не было принято во внимание, что необходимые документы для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в " ... " он сдал в жилищный отдел Службы в " ... " 28 марта 2013 года, и проинформировал об этом начальников Пограничного управления ФСБ России по " ... " и Службы в " ... ".
Суд не учёл, что решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по " ... " от 4 июня 2013 года он принят на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в " ... " с 15 апреля 2013 года.
Суд не принял во внимание, что после исключения из списков личного состава воинской части он не является военнослужащим и поэтому лишён возможности реализовать предоставленное военнослужащим право на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства путём получения государственного жилищного сертификата.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Как следует из абзаца 2 п.1 ст.23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), военнослужащие - граждане (далее - военнослужащие), общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений по нормам жилищного законодательства.
Анализ приведённых выше норм показывает, что не могут быть уволены с военной службы без их согласия лишь те военнослужащие указанной категории, которые признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.5 ст.52 Жилищного Кодекса РФ решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов (подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях) органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Как усматривается из материалов дела, Федурин, имеющий выслугу более 10 лет в календарном исчислении, 6 марта 2013 года приказом начальника Пограничного управления ФСБ России по " ... " уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и с 23 мая 2013 года по приказу начальника Службы " ... " исключён из списков личного состава воинской части. При этом на момент увольнения с военной службы заявитель в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении признан не был и обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении, который впоследствии был удовлетворён, лишь после издания приказа об увольнении с военной службы.
При изложенных обстоятельствах заявитель, правомерно уволенный с военной службы, подлежал безусловному исключению из списков личного состава воинской части, поскольку приведёнными выше нормами закона наложен запрет лишь на увольнение указанной категории военнослужащих с военной службы.
К аналогичному выводу пришёл и суд первой инстанции.
В этой связи признание заявителя нуждающимся в жилом помещении после исключения из списков личного состава воинской части, но с даты поступления в жилищную комиссию его заявления об этом - 15 апреля 2013 года, на которую он являлся военнослужащим, не свидетельствует о незаконности его исключения из указанных списков.
Данное обстоятельство, вопреки утверждению заявителя, позволяет ему оставаться в списках очередников на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, и предоставляет возможность реализовать возникшее у него в период прохождения военной службы право на получение такого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
Поскольку Федурин в период после подачи рапорта об увольнении с военной службы до издания должностными лицами приказов об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части нуждающимся в получении жилого помещения признан не был, выраженное им в этом рапорте желание быть исключённым из списков личного состава воинской части после реализации государственного жилищного сертификата не препятствовало должностным лицам уволить Федурина с военной службы и исключить его из указанных списков.
С учётом изложенного принятое гарнизонным военным судом решение об отказе в удовлетворении заявления является правильным, на существо которого приведённые в жалобе доводы не влияют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, также не установлено. Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.327.1, ч.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 16 июля 2013 года по заявлению Федурина Б.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья-председательствующий Ю.А. Гордиенко
Секретарь судебного заседания А.С. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.