Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 01 октября 2013 г. по делу N 33А-247/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей - Даутова М.Ф. и Бутенко Р.В., при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Перевалова Д.Г. об оспаривании действий начальника территориального отделения "N" Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - начальник ТО "N" ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ), связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по апелляционной жалобе заявителя на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бутенко Р.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Перевалов, заключив первый контракт до мая 2000 года и имея выслугу лет в календарном исчислении более 19 лет, проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части 00000, которая дислоцируется в " ... ". При этом в апреле 2013 года Перевалов планируется к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
5 августа 2003 года на основании ордера ему и двум членам его семьи: супруге и сыну было предоставлено право проживать в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м., расположенной в " ... ".
"дата" 2006 года судья " ... " суда города Улан-Удэ вынес определение о заключении мирового соглашения о расторжении брака, определении места пребывания ребенка и разделе совместно нажитого имущества.
По условиям мирового соглашения, утвержденного судьей названного суда, определено, что в указанной квартире с правом ее пользования будут проживать сын с его бывшей супругой - П ... При этом последняя за его отказ от проживания в данной квартире должна была выплатить ему " ... " рублей, что ею было выполнено.
В последующем П. данное жилье было приватизировано и в 2010 году продано.
"дата" 2011 года между Переваловым и Б. был заключен брак, в связи с чем он, их дочь, дочь супруги от первого брака, которая в судебном порядке признана членом его семьи и сама супруга, проживают в квартире общей площадью 33,2 кв.м., расположенной в "адрес".
Данная квартира была предоставлена Б. по договору служебного найма на время работы в войсковой части 11111, которая была расформирована и его супруга уволилась с работы.
В мае 2013 года заявителем было получено решение от 30 апреля 2013 года за подписью начальника ТО "N" ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в городе " ... " со ссылкой на то, что отказавшись от квартиры в пользу членов своей бывшей семьи, он утратил право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Считая данное решение незаконным и нарушающим его права, Перевалов обратился с заявлением в суд, в котором просил обязать начальника ТО "N" ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ принять его с тремя членами семьи на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд решением от 20 июня 2013 года отказал в удовлетворении настоящего заявления.
Перевалов, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом, он полагает, что судом неправильно определены, имеющие значение для дела, обстоятельства и им не в полной мере соответствуют выводы, изложенные в судебном постановлении. Также судом не применен закон, подлежащий применению, а примененный закон не правильно истолкован.
В обоснование этого, заявитель приводя и анализируя нормы действующего законодательства, указывает на следующее.
Так, судом не учтено, что приказом командующего "N" армией он зачислен в распоряжение командира войсковой части 00000 до получения жилья, который до настоящего времени не отменен и следовательно его право на обеспечение жильем по установленным нормам никем не ограничено.
В соответствии с действующим законодательством право на жилье военнослужащих осуществляется за счет средств Министерства обороны РФ путем предоставления жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей его в собственность при увольнении в запас.
Следовательно, право приватизации предоставленного жилья ограничено существенными условиями службы, при которых возможность его реализации возникает только при увольнении в запас, в связи с чем, вывод суда о том, что данное право должно быть им реализовано при разводе не имеют под собой законных оснований.
Судом не отражено, что обеспеченность военнослужащего жилой площадью должна быть осуществлена по установленным нормам, то есть 18 кв.м. на одного члена семьи. Из материалов дела усматривается, что, как ранее предоставленное ему жилье, так и то, в котором он живет в настоящее время, не соответствует норме предоставления жилья военнослужащему по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Таким образом, заявитель считает, что даже при оставлении квартиры членам своей бывшей семьи, он не лишился права на получения жилья по договору социального найма на себя и членов своей новой семьи.
В заключении автор жалобы указывает, что судом необоснованно не были применены положения ст.53 ЖК РФ и п.4 Приложения N 1 к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, то есть возможность предоставления жилья военнослужащему по истечении пяти лет со дня ухудшения им своих жилищных условий.
По мнению Перевалова данные нормы могут быть применены при разрешении данного гражданского дела, поскольку с 2006 года, когда он отказался от предоставленного ему жилья в пользу своей бывшей семьи до момента подачи заявления начальнику ТО "N" ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ прошло более пяти лет.
Начальник ТО "N" ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, заинтересованное лицо - П. - бывшая супруга заявителя и сам Перевалов надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и своих представителей не направили.
В силу ч.1 ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся названных участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд исходит из следующего.
По смыслу ст.59 и п. "т" ст.71 Конституции РФ жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законом является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в ст.15 и 23 которого закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих.
В частях 1 и 4 ст.15 вышеупомянутого Закона, закреплены следующие положения.
Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
В пп. "и" п.7 и пп. "д" п.10 настоящих Правил закреплены следующие нормы.
Одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, жилых помещений по договору социального найма.
Из п.3 настоящей Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В пп.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ закреплено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пп.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается и в случае предоставления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 1 декабря 2005 года N 289-34, установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
Из выше приведенных норм действующего законодательства следует, что военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и члены его семьи имеют право только один раз получить от Министерства обороны РФ жилье по договору социального найма либо по месту прохождения военной службы, либо по избранному постоянному месту жительства после увольнения, при условии сдачи ранее полученного жилья от названного министерства.
Как видно из материалов дела, заявитель, получив от бывшей супруги " ... " рублей за долю ранее предоставленного ему на общих основаниях жилья, фактически его продал последней, которая впоследствии данное жилье приватизировала и продала без участия Перевалова, в связи с чем он не может сдать Министерству обороны РФ указанное жилое помещение (свою долю).
В связи с этим, Перевалов утратил право требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предоставляемого по смыслу этой правовой нормы лишь один раз.
Кроме того, в силу пп. "д" п.10 Правил заявитель не мог быть поставлен на учет нуждающихся в получении жилья, поскольку ухудшил свои жилищные условия, продав ранее полученное от государства жилье.
Утверждение автора жалобы о том, что данное жилье не соответствовало 18 кв.м. общей площади на него и каждого члена его семьи, не является основанием для признания заявителя, нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
На момент проживания со своей первой семьей Перевалов не мог быть признан нуждающимся в получении жилья в городе Улан-Удэ на общих основаниях по линии Министерства обороны РФ, так как уровень обеспечения заявителя и членов его семьи общей площадью жилого помещения составлял больше учетной нормы, установленной законодательством на территории города.
Независимо от уровня обеспечения жильем по месту прохождения службы, военнослужащий и члены его семьи вправе получить от Министерства обороны РФ жилье по договору социального найма по избранному после увольнения постоянному месту жительства с учетом 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, при условии сдачи ими жилья, ранее полученного от названного министерства, которое заявитель не может выполнить.
Получение заявителем названного жилья на общих основаниях позволяло ему эту квартиру приватизировать, в связи с чем довод Перевалова о возможности получения жилья от Министерства обороны РФ в собственность только при увольнении с военной службы в запас является несостоятельным.
Учитывая изложенное и то, что Перевалов распорядился предоставленным ему жильем от Министерства обороны РФ по своему усмотрению, его ссылки о применении положений ст.53 ЖК РФ и п.4 приложения N 1 к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, позволяющих принять военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма по истечении пяти лет после совершения им действий по ухудшению жилищных условий, являются несостоятельными.
По приведенным выше основаниям проживание заявителя со своей новой семьей в служебной квартире, которая не соответствует учетным нормам, установленным в городе Улан-Удэ, для разрешения данного дела существенного значения не имеет.
Наличие приказа командующего "N" армией о зачислении заявителя в распоряжение командира войсковой части 00000 до получения жилья, вопреки доводу жалобы, не подтверждает право заявителя повторно претендовать на получение от Министерства обороны РФ жилья по договору социального найма.
Следовательно, суд первой инстанции правильно установил, имеющие значение для дела обстоятельства, верно применил к ним нормы действующего законодательства, в связи с чем пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления Перевалова.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328 и ч.ч. 1-3 ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Перевалова Д.Г., оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Перевалова Д.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.