Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Шиловой О.М.,
судей: Шемякиной О.Т., Масловой Т.В.,
с участием прокурора: Максименко Е.В.,
при секретаре: Задорожной М.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2013 года гражданское дело по заявлению Ашариной О.А. о признании недействительными выборов Губернатора Хабаровского края, депутатов Собрания депутатов муниципального района имени Лазо, главы поселения рабочего поселка Переяславка района имени Лазо Хабаровского края, депутатов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" района имени Лазо Хабаровского края по третьему и четвертому одномандатным округам по апелляционной жалобе заявителя Ашариной О.А. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., заключение прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашарина О.А. обратилась в суд с заявлением о признании выборов Губернатора Хабаровского края, депутатов Собрания депутатов муниципального района имени Лазо, главы поселения рабочего поселка Переяславка района имени Лазо Хабаровского края, депутатов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" района имени Лазо Хабаровского края по третьему и четвертому одномандатным округам недействительными.
В обоснование заявленных требований указала, что 08 сентября 2013 г. в 19:20 часов член избирательной комиссии Иванова Н. покинула данный избирательный участок с пакетом, после чего, при подсчете голосов, избирательной комиссией была выявлена нехватка избирательных бюллетеней, обнаружены лишние бюллетени.
Подсчет голосов после закрытия избирательного участка начался только спустя 3 часа 20 минут. В то же время, протоколы итогов голосования были составлены и подписаны членами участковой избирательной комиссии 09 сентября 2013 г. с 05:40 часов до 06:20 часов. При этом на официальном сайте избирательной комиссии Хабаровского края данные протоколов по итогам выборов были опубликованы по состоянию на 09 сентября 2013 г. в 03:32 часа, наблюдателям не сообщили, что в указанное время при подсчете голосов составлялся протокол, им были выданы другие протоколы об итогах голосования, подписанные с 05 час. 40 мин. до 06 час. 20 мин. 09.09.2013 г., в то время как должен был быть только один протокол. Полагает, что по изложенным основаниям итоги выборов являются недействительными.
Заявитель Ашарина О.А. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, указывая, что составление участковой избирательной комиссией более одного протокола об итогах голосования, является грубым нарушением установленного порядка проведения выборов, у нее имеется протокол об итогах голосования, заверенный председателем участковой избирательной комиссии N, в котором стоит одно время, тогда, как в ГАС Выборы опубликован второй протокол, который ей не предоставили, что свидетельствует о нарушении ее прав.
Заинтересованное лицо председатель участковой избирательной N комиссии Крестюк А.Н. возражал против удовлетворения заявленных Ашариной О.А. требований, указывая, что порядок проведения выборов, включая подсчет голосов, составление протоколов об итогах голосования и опубликование итогов выборов, избирательной комиссией были соблюдены.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Ашариной О.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ашарина О.А. просит решение суда от 16.09.2013 г. отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение, которым удовлетворить ее заявление. Указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон. Полагает, что выводы суда не основаны на доказательствах; при рассмотрении дела суд не дал надлежащей правовой оценки юридически значимым обстоятельствам. В дополнениях к жалобе указывает на нарушение судом норм процессуального права, так как, по ее мнению, дело рассмотрено в порядке искового производства, в нарушение ст. 249 ГПК РФ, суд возложил обязанность по доказыванию обстоятельств на заявителя, необоснованно отклонил ходатайство об обеспечении доказательств, отдал предпочтение пояснениям представителя территориальной избирательной комиссии Романько Е.А., при этом не истребовал необходимые документы по выборам, не дал надлежащую оценку доказательствам по делу, суд не мотивировал свое решение.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращались, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Максименко Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов установлены пунктами 2, 3, 4 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В силу п. 4 ст. 74 указанного Федерального закона с момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) соответствующей комиссией ГАС "Выборы" используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства - для подсчета голосов избирателей, участников референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС "Выборы" (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные правовые предписания установлены в п.п. 2, 3 ст. 100, п.п. 6,7 ст. 94 Избирательного кодекса Хабаровского края от 26.11.2003 г. N154.
Согласно разъяснений п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.11 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона N 67-ФЗ.
Таким образом, в качестве правовых оснований для отмены итогов голосования федеральный закон устанавливает не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь такое нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 января 2002 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
В соответствии с п.1 ст. 83 Избирательного кодекса Хабаровского края от 26 ноября 2003 года N 154 участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. При проведении выборов в органы государственной власти края, органы местного самоуправления участковая комиссия оформляет свое решение протоколом N 1 об итогах голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и протоколом N 2 об итогах голосования по единому избирательному округу.
Положениями п. 1 ст. 84 Избирательного кодекса Хабаровского края установлен порядок подсчета голосов и составления протоколов об итогах голосования участковой комиссией, согласно которого подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти края, затем - в органы местного самоуправления (п. 2 ст. 84 Избирательного кодекса Хабаровского края).
Пунктом 25 указанной нормы закона установлено, что после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 3 статьи 36 настоящего кодекса. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 36 настоящего кодекса, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола (п. 28 ст. 84 Избирательного кодекса Хабаровского края).
Согласно положениям пунктов 29, 30, 31, 32 этой же нормы закона первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 36 настоящего кодекса, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим кодексом избирательной документацией, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 36 настоящего кодекса, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения. Данные протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) в рамках ГАС "Выборы" либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению. При проведении выборов в органы государственной власти края и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 08.09.2013 г. состоялись выборы губернатора Хабаровского края, выборы органов местного самоуправления.
Заявитель зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка".
Результаты подсчета голосов в соответствии с требованиями ст. 84 Избирательного кодекса Хабаровского края внесены в протоколы об итогах голосования, копии которых по окончании голосования вручены заявителю.
Так, по итогам голосования участковой избирательной комиссией избирательного участка N составлены следующие протоколы об итогах голосования: в 05 час. 40 мин по результатам выборов Губернатора Хабаровского края; 05 час. 50 мин. по результатам выборов депутатов Собрания депутатов муниципального района имени Лазо по одномандатному избирательному округу N 7; в 06 час. 00 мин. по результатам выборов главы городского поселения "Рабочий поселок Переяславка"; в 06 час. 10 мин. по результатам выборов депутатов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" по одномандатному округу N 3; в 06 час. 20 мин. по результатам выборов депутатов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" по одномандатному округу N 4 (л.д. 54-58).
Результаты выборов размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте избирательной комиссии Хабаровского края (л.д. 59-65).
Отказывая в удовлетворении заявления Ашариной О.А., суд правильно исходил из того, что указанные выборы признаны состоявшимися и действительными, при этом нарушений избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей, судом не установлено, порядок подсчета голосов и составления протоколов об итогах голосования, установленный ст. ст. 83, 84 Избирательного кодекса Хабаровского края от 26 ноября 2003 года N 154, участковой избирательной комиссией N не были нарушены, указанные Ашариной О.А. обстоятельства не являются основанием для отмены решения об итогах голосования, доводы заявительницы не основаны на доказательствах по делу.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими положениям избирательного законодательства, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, выводы суда мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно было распределено бремя доказывания, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения. Заявление Ашариной О.А. было рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 26 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ашариной О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: О.Т. Шемякина
Т.В. Маслова
Дело N 33-6919/2013 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Шиловой О.М.,
судей: Шемякиной О.Т., Масловой Т.В.,
с участием прокурора: Максименко Е.В.,
при секретаре: Задорожной М.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2013 года частную жалобу Ашариной О.А. на определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 сентября 2013 года об отказе в удовлетворении заявления Ашариной О.А. об обеспечении доказательств по гражданскому делу по заявлению Ашариной О.А. о признании выборов недействительными.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., заключение прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашарина О.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными выборов главы поселения рабочего поселка Переяславка района имени Лазо Хабаровского края, выборов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" района имени Лазо Хабаровского края по 4 одномандатному округу, выборов Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" района имени Лазо Хабаровского края по 3 одномандатному округу, выборов Губернатора Хабаровского края, выборов Собрания депутатов муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
В обоснование заявленных требований указала, что 08 сентября 2013 г. в 19:20 часов член избирательной комиссии Иванова Н. покинула данный избирательный участок с пакетом, после чего, при подсчете голосов, избирательной комиссией была выявлена нехватка избирательных бюллетеней, обнаружены лишние бюллетени.
Подсчет голосов после закрытия избирательного участка начался только спустя 3 часа 20 минут. В то же время, протоколы итогов голосования были составлены и подписаны членами участковой избирательной комиссии 09 сентября 2013 г. с 05:40 часов до 06:20 часов. При этом на официальном сайте избирательной комиссии Хабаровского края данные протоколов по итогам выборов были опубликованы по состоянию на 09 сентября 2013 г. в 03:32 часа, наблюдателям не сообщили, что в указанное время при подсчете голосов составлялся протокол, им были выданы другие протоколы об итогах голосования, подписанные с 05 час. 40 мин. до 06 час. 20 мин. 09.09.2013 г., в то время как должен был быть только один протокол. Полагает, что по изложенным основаниям итоги выборов являются недействительными.
11 сентября 2013 года Ашариной О.А. подано заявление об обеспечении доказательств, в котором она просит наложить арест на документы по проведению указанных выборов - бюллетени, списки избирателей избирательного участка N п. Переяславка района имени Лазо Хабаровского края, протоколы N 1 по итогам голосования, полагая, что в дальнейшем их предоставление в суд станет невозможным или затруднительным ввиду того, что они могут быть утрачены, либо в них внесут изменения.
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Ашариной О.А. об обеспечении доказательств отказано.
В частной жалобе Ашарина О.А. просит определение суда от 11 сентября 2013 года отменить и разрешить вопрос по существу, считает его незаконным и необоснованным, указывает на неправильное применение норм процессуального права.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 333 ГПК РФ, частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ст. 64 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, имеющие основания опасаться, что представление необходимых для них доказательств окажется впоследствии невозможным или затруднительным, могут просить суд об обеспечении этих доказательств.
Согласно ч.1 ст. 65 ГПК заявление об обеспечении доказательств подается в суд, в котором рассматривается дело или в районе деятельности которого должны быть произведены процессуальные действия по обеспечению доказательств. В заявлении должны быть указаны содержание рассматриваемого дела; сведения о сторонах и месте их проживания или месте их нахождения; доказательства, которые необходимо обеспечить; обстоятельства, для подтверждения которых необходимы эти доказательства; причины, побудившие заявителя обратиться с просьбой об обеспечении доказательств.
Таким образом, из содержания данных правовых норм усматривается, что обеспечение доказательств производится в тех случаях, когда к моменту рассмотрения дела возможна утрата того или иного доказательства; с целью сохранения доказательств, которые по тем или иным причинам могут не сохраниться к моменту рассмотрения дела, т.е. в случаях, когда конкретное доказательство имеется в наличии, однако по каким-то причинам его доказательственные свойства могут быть утрачены к моменту разрешения спора.
Кроме того, ходатайство об обеспечении доказательств должно содержать указание на те причины, по которым представление доказательства в будущем окажется невозможным или затруднительным.
В силу требований п.10 ст. 70 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 95 Избирательного кодекса Хабаровского края от 26 ноября 2003 года N 154, документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, хранится не менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов. Протоколы об итогах голосования и сводные таблицы избирательных комиссий об итогах голосования хранятся не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня. В соответствии с федеральным законом в случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, сроки хранения соответствующей избирательной документации продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
На основании п. 16 ст. 20 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 13 ст. 22 Избирательного кодекса Хабаровского края государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации.
Отказывая в удовлетворении заявления Ашариной О.А. об обеспечении доказательств, суд правильно исходил из того, что правовых оснований для его удовлетворения не имеется, поскольку не доказано наличие оснований опасаться, что представление доказательств в судебное заседание сделается впоследствии невозможным или затруднительным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, приведенными в обжалуемом определении, поскольку они соответствует обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм процессуального закона.
Доводы частной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, вследствие чего не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения суда.
Руководствуясь статьями 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 сентября 2013 года оставить без изменения.
Частную жалобу Ашариной Ольги Александровны оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: О.Т. Шемякина
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.