Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Иванова А.В.
и судей краевого суда Доржиевой Б.В.,
Михеева С.Н.,
при секретаре Боздоевой С.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 сентября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа "Город Чита" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" о понуждении принять меры по установке ограждения
по апелляционному представлению помощника прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыкова А.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 8 февраля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы удовлетворить частично.
Обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения.
В иске к администрации городского округа "Город Чита" отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Ингдинского района г. Читы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа "Город Чита" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" (далее - МБОУ "СОШ N") о понуждении принять меры по установке периметрального ограждения вокруг образовательного учреждения. В обоснование требований указал, что 5 декабря 2012 года, в ходе прокурорской проверки МБОУ "СОШ N", по адресу: "адрес", на предмет его технической защищенности и соблюдения мер антитерроритической безопасности, установлено, что надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения не приняты, поскольку по периметру школы частично отсутствует ограждение. Ссылаясь на то, что установление ограждения по периметру территории школы является обязательным в силу закона, заместитель прокурора просил обязать администрацию городского округа "Город Чита", как учредителя образовательного учреждения и собственника имущества, выделить денежные средства МБОУ "СОШ N" на установку ограждения по периметру территории образовательного учреждения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а МБОУ "СОШ N" понудить установить указанное ограждение в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств из бюджета городского округа "Город Чита" (л.д. 1-4).
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 38-45).
В апелляционном представлении помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыков А.В. просит решение суда изменить, удовлетворить требования в полном объеме. Полагает, что судом не принято во внимание, что выделенные образовательному учреждению денежные средства не достаточны для установки ограждения, кроме того расходуются на иные нужды в целях обеспечения образовательного процесса. Финансирование с целью установки ограждения администрация городского округа "Город Чита" не производила. Указывает, что обязанность по установке ограждения в силу действующего законодательства в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения должна быть возложена на учреждение, а финансовое обеспечение установки - на администрацию городского округа "Город Чита" (л.д. 50-53).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнение помощника прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыкова А.В., поддержавшего доводы представления в полном объеме, заслушав директора МБОУ "СОШ N" Машталер Л.К., полагавшей решение подлежащим изменению, представителя администрации городского округа "Город Чита" Кузнецову Т.В., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона N35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму как деятельность органов местного самоуправления по устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно ст. 41 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация охраны здоровья обучающихся, включая обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 9 ФЗ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (как и действовавшим на момент принятия решения Законом РФ "Об образовании") к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из материалов дела проверкой, проведенной прокуратурой Ингодинского района г. Читы 5 декабря 2012 года, установлено, что по периметру МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" частично отсутствует ограждение, следовательно, надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, охране подведомственной территории, здания и сооружения образовательного учреждения не приняты, данный факт ответчиками не оспаривался.
Уставом МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" установлено, что учредителем школы является городской округ "Город Чита" (п. 1.5), собственником имущества образовательного учреждения является также городской округ "Город Чита" в лице администрации городского округа "Город Чита" (п. 1.6).
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации городского округа "Город Чита" о понуждении выделить денежные средства, суд первой инстанции исходил из наличия у МБОУ "СОШ N" денежных средств на хозяйственные нужды. Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, в связи с чем, находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления.
Как следует из отзыва представителя администрации городского округа "Город Чита" выполнение работ по устройству ограждения требует значительных денежных затрат около "данные изъяты" рублей (л.д. 23-25), кроме того из пояснений директора МБОУ "СОШ N", данных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, следует, что имеющихся у образовательного учреждения денежные средств недостаточно (л.д. 35), доказательств иного как суду первой так и апелляционной инстанции стороны не представили. Как установлено судом первой инстанции из бюджета городского округа на выполнение муниципального задания МБОУ "СОШ N" выделено субсидий в общей сумме "данные изъяты" рублей, в том числе по коду бюджетной классификации "340" - увеличение стоимости материальных запасов - "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей, однако данный факт не свидетельствует о наличии на момент рассмотрения дела денежных средств в необходимом объеме и возможности списания имеющихся денежных средств на установку ограждения без ущерба статей расходов обеспечивающих образовательный процесс.
В плане капитальных ремонтов образовательных учреждений на 2013- 2015 г.г. (л.д.26-30) на 2014 год запланировано выделение для МБОУ "СОШ N" на капитальный ремонт помещений и капитальный ремонт ограждения в общей сумме, без разграничения на виды "данные изъяты" рублей.
Городской округ "Город Чита" является собственником имущества МБОУ "СОШ N" и в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имуществу.
Финансирование деятельности школы осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа "Город Чита". Финансовое обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (п. 11.11 Устава МБОУ СОШ N").
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения на администрацию городского округ "Город Чита" обязанности по выделению МБОУ "СОШ N" денежных средств на установку ограждения по периметру территории образовательного учреждения, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно вышеназванного плана капитальных ремонтов образовательных учреждений на 2013-2015 гг. на 2014 год запланирован капитальный ремонт помещений и ограждения МБОУ "СОШ N", однако, исходя из приоритетности вопросов обеспечения безопасности, в особенности безопасности детей, судебная коллегия находит также необходимым установление выполнения возлагаемой на администрацию городского округа "Город Чита" обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу, а также установление выполнения возложенной на МБОУ "СОШ N" обязанности в течение 6 месяцев с момента поступления указанных денежных средств.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 8 февраля 2013 года в части отказа в иске к администрации городского округа "Город Чита" отменить, в указанной части принять новое решение.
Обязать администрацию городского округа "Город Чита" выделить денежные средства МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" на установку ограждения по периметру территории образовательного учреждения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в части возложения обязанности на МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения дополнить указанием на исполнение обязанности в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств из бюджета городского округа "Город Чита".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.